|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Человек и общество. (Культурология) Словарь-справочник, Издательство «Феникс», 1996 г.
Архетип- (от греч. arche - начало и typos - образ), изначальный, первоначальный образ, прообраз, запечатленный в душе человека. В философии Платона архетип — это образ, вид, идея - видимые только разуму, то есть проявляющиеся только в процессе мыслительной деятельности, «умозрения», теории. Запечатленные в душе человека образы — идеи, забываются в период рождения, а при встрече человека с прекрасным, отблеском вечного и подлинно сущего мира в мире чувственном, он начинает припоминать виденное душой от рождения. Учение Платона базируется на допущении всеобщей одушевленности космоса, космической и человеческих душ. Способность души обращаться к себе самой (т. е. размышлять и припоминать подлинную надчувственную реальность) — это высшая способность разума — возницы в колеснице души, где плохой конь олицетворяет чувственные вожделения, а хороший - волю. Особое значение понятие «архетип» приобретает в «аналитической психологии» Юнга. Понятие архетипа позволяет охарактеризовать бессознательную активность человеческого «я», в основе которой лежит либидозная (жизненная энергия), импульсивность человеческой психики. Сам человек не является хозяином в доме собственной психики - врожденные психические структуры, коренящиеся в глубинах бессознательного, определяют формы мировосприятия и поведения человека. Это - временные схемы, которые представляют собой продукт исторического прошлого (коллективное бессознательное) и основу общечеловеческой символики, поскольку коренящиеся в глубинах нашего бессознательного архетипические образы определяют наш опыт, образы внешнего мира, все то, что всплывает на поверхность сознания. Ряд тем «аналитической психологии» и «психоанализа» перекликается с проблематикой философии Платона учение об эросе, познание как припоминание и т. д. Но для Платона архетип сознания - это родовые понятия, содержание разума, видимые человеку в свете истины. Наиболее яркое представление об архетипах - эйдосах дает притча Платона о пещере, содержащаяся в диалоге «Государство». Человек здесь уподобляется узнику пещеры, прикованному к ее стене так, что и голову к выходу из пещеры он повернуть не может. Судить о том, что происходит за пределами пещеры, он может лишь на основании тех жалких теней, которые могут отбрасывать на находящуюся перед ним стену предметы, если их начнут проносить перед входом в пещеру. А сами предметы видны лишь в подлинном свете, свете солнца — истины, находящегося за пределами пещеры (чувственного мира, к которому прикован человек). Человек, стремящийся к истине, следует по пути разума и всеобщих понятий. Архетипы у Платона - это идеальные образы-понятия, всплывающие из бессознания при размышлении, например решении геометрической задачи (диалог «Менон»). В аналитической психологии процесс реализации архетипов - это проявление их на поверхности сознания в образе снов, религиозных представлений и мифологических символов. Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Человек и общество. (Культурология) Словарь-справочник, Издательство «Феникс», 1996 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|