Архетип

- (от греч. arche - начало и typos - образ), изначальный, первоначальный образ, прообраз, запечатленный в душе человека. В философии Платона архетип — это образ, вид, идея - видимые только разуму, то есть проявляющиеся только в процессе мыслительной деятельности, «умозрения», теории. Запечатленные в душе человека образы — идеи, забываются в период рождения, а при встрече человека с прекрасным, отблеском вечного и подлинно сущего мира в мире чувственном, он начинает припоминать виденное душой от рождения. Учение Платона базируется на допущении всеобщей одушевленности космоса, космической и человеческих душ. Способность души обращаться к себе самой (т. е. размышлять и припоминать подлинную надчувственную реальность) — это высшая способность разума — возницы в колеснице души, где плохой конь олицетворяет чувственные вожделения, а хороший - волю. Особое значение понятие «архетип» приобретает в «аналитической психологии» Юнга. Понятие архетипа позволяет охарактеризовать бессознательную активность человеческого «я», в основе которой лежит либидозная (жизненная энергия), импульсивность человеческой психики. Сам человек не является хозяином в доме собственной психики - врожденные психические структуры, коренящиеся в глубинах бессознательного, определяют формы мировосприятия и поведения человека. Это - временные схемы, которые представляют собой продукт исторического прошлого (коллективное бессознательное) и основу общечеловеческой символики, поскольку коренящиеся в глубинах нашего бессознательного архетипические образы определяют наш опыт, образы внешнего мира, все то, что всплывает на поверхность сознания. Ряд тем «аналитической психологии» и «психоанализа» перекликается с проблематикой философии Платона учение об эросе, познание как припоминание и т. д. Но для Платона архетип сознания - это родовые понятия, содержание разума, видимые человеку в свете истины. Наиболее яркое представление об архетипах - эйдосах дает притча Платона о пещере, содержащаяся в диалоге «Государство». Человек здесь уподобляется узнику пещеры, прикованному к ее стене так, что и голову к выходу из пещеры он повернуть не может. Судить о том, что происходит за пределами пещеры, он может лишь на основании тех жалких теней, которые могут отбрасывать на находящуюся перед ним стену предметы, если их начнут проносить перед входом в пещеру. А сами предметы видны лишь в подлинном свете, свете солнца — истины, находящегося за пределами пещеры (чувственного мира, к которому прикован человек). Человек, стремящийся к истине, следует по пути разума и всеобщих понятий. Архетипы у Платона - это идеальные образы-понятия, всплывающие из бессознания при размышлении, например решении геометрической задачи (диалог «Менон»). В аналитической психологии процесс реализации архетипов - это проявление их на поверхности сознания в образе снов, религиозных представлений и мифологических символов.

Просмотров: 3195
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Человек и общество. (Культурология) Словарь-справочник, Издательство «Феникс», 1996 г.




Другие новости по теме:

  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • «ТЕОЛОГИЯ ПЛАТОНА»
  • Академия Платона
  • Здоровый образ жизни человека
  • ИДЕЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ (понятие разума)
  • КЛАССОВОЙ СТРУКТУРЫ ОБРАЗЫ
  • Комментарии к диалогам Платона
  • ЛИНИЯ ПЛАТОНА
  • Мир идей (эйдосов) Платона
  • ОБРАЗ МИРА
  • ОБРАЗ МИРА
  • ОБРАЗ МИРА
  • ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА
  • Образы и идеи литературных произведений Сартра
  • ПЕЩЕРЫ ОБРАЗ
  • ПЛАТОНА КОММЕНТАТОРЫ
  • Паскаль: человек перед лицом истины и бесконечности. Его величие и ничтожество
  • Позднее развитие аналитической философии
  • Популярный платонизм и постепенная сакрализация образа Платона
  • Препятствия, которые мы создаем себе сами
  • Профессиональное общение в системе «Человек-Художественный образ»
  • РЕАЛЬНОСТЬ И ЧЕЛОВЕК. Метафизика человеческого бытия
  • РЕЛИГИЯ В ПРЕДЕЛАХ ТОЛЬКО РАЗУМА
  • Разработки и уточнения последних лет: Хабермас о возможности синтеза герменевтической и аналитической философии
  • Рождение аналитической философии
  • Русская философия: от Платона — к обновленному идеализму
  • Структура психики человека
  • Субъективный образ мира у ребенка
  • ФИЛОСОФСКИЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь