Агон

— (греч. agon) — состязание, борьба, спорт, опасность, соревнование, соперничество, пронизывающие все сферы жизни древних греков: военную, спортивную, культурную, политическую, судебную. Но отчетливо проявляется соперничество и напряжение уже на уровне повседневном, в отношениях между поселянами. Так что Гесиод не без основания писал: «сосед соревнует соседу...» Конечно, отношения соперничества были свойственны и проявлялись прежде всего в сфере военной: «... вечно блистать, над собой никакого не знать превосходства». Военные сражения и связанные с ним жестокости во многом объясняют дух соперничества. Но с не меньшим накалом проходили у греков спортивные состязания. В ходе Олимпийских игр проводилось состязание поэтов, драматургов и т. д. А почести, которые воздавались победителям, расценивались как божественные. Политическая борьба нередко сопровождалась изгнанием противников за пределы города, а установление тирании вело к ее свержению. Даже в «конституционный» период после проведения ряда реформ, в Афинах существует например, обычай «остракизма» - изгнания неугодных лиц путем всеобщего голосования черепками керамики - удобный случай выразить свое недовольство, нанести удар сопернику. Известный эллинист Феохарий Кессиди отмечает, что «отличительные черты характера древних эллинов, прежде всего афинян,- это «агональный» (состязательный, полемический) дух во имя стяжания славы, высокая оценка свободы, внешним выражением которой явились греческая демократия и победа эллинов над персидским колоссом, а также ориентация на «созерцательную жизнь» как на наилучшую форму жизни и деятельности. Эти черты национального характера греков, требовавшие огромного напряжения духовных и физических сил, способствовали достижению многих выдающихся результатов в различных областях жизни и культуры. Однако дух соперничества является не только созидательным началом, но и разрушительным. Злосчастная Полопоннеская война - яркий тому пример». В этой яркой характеристике древнегреческой культуры выражена вся суть атональности: постоянное соперничество, неуспокоенность, но и, как следствие этого, постоянное социальное обновление, социальная и политическая нестабильность . В характеристике «человека агонального», использовав выражение известного культуролога Якоба Буркхардта, агональное начало рассматривается как «движущая сила» (Triebkraft) в действиях личности. Главное ее проявление — стремление победить, победить любой ценой (ценой имущества, денег, здоровья и даже самой жизни), но не нарушая установленных правил (игры по правилам). В противном случае победа оборачивается поражением. Опасности, связанные с таким стремлением, очевидны. Но, как отмечает Я. Буркхардт, в этом и состояла цель жизни каждого грека. Отсюда вытекает необычное честолюбие греков, стремление любой ценой достичь славы и известности, даже если это печальная слава Герострата, сжегшего прекрасный храм Артемиды Эфесской. Здесь нарушены «правила игры», и поэтому решение было соответствующее — «забыть Герострата»: под страхом смерти было запрещено произносить его имя. В повседневной жизни греки все делали для отстаивания своего мнения и достижения славы, яростно споря и противопоставляя каждому тезису антитезис. Не случайно в вопросах управления городом каждый из граждан подает совет. Вот этот эффект «политической равноодаренности» граждан и «умения жить сообща» и объясняет тайны греческой агонистики и ее направленности на достижение калакогатии (см. ст. калакогатия). Итак, агонистика - это показатель личной и социальной динамики, приобретаемый греками в ходе их социальной истории. Следует добавить, что элементы агональной культуры прочно вошли в фундамент европейской культуры. Это - права и достоинство личности, обязательность закона для всех, авторитет как способность «сохранить лицо» и т. д. С этим же связана высокая оценка творческого начала в деятельности личности, прав авторства и запрет на плагиат и т. д., а также ориентация на «теорийный» (созерцательный) образ жизни, высокая оценка знания и науки, искусства, философии, которые вобрали в себя и пафос, и конкретные элементы агонистики.

Просмотров: 1841
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Человек и общество. (Культурология) Словарь-справочник, Издательство «Феникс», 1996 г.




Другие новости по теме:

  •  Критерии и показатели эффективности формирования  навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • ВЕЩЕСТВО, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЕ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • Жизнь после жизни
  • Жизнь, образ жизни
  • Здоровый образ жизни человека
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • Индивидуальный стиль жизни (деятельности)
  • ИСТОРИЯ ЖИЗНИ и МЕТОД ИСТОРИИ ЖИЗНИ
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни для новорожденных
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Оценка стиля жизни
  • Самоубийство как образ жизни
  • СОТВОРЧЕСТВО НАРОДОВ ВО ИМЯ ЖИЗНИ (СЕНЕЖСКИЙ ФОРУМ)
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СТИЛЬ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ
  • Техника «это еще не все»
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • Цель жизни Человека
  • ЭТО НЕ ВСЕ МЕТОДИКА
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь