Экспертные системы

компьютерные системы, аккумулирующие знания экспертов, а также некоторые фундаментальные знания в той или иной проблемной области, обладающие способностью к логическим выводам и выступающие в качестве электронного консультанта для лиц, принимающих решения. Идея создания Э. с. берет свое начало в работах по искусственному интеллекту (интенсивно развивающейся области информатики). Эти работы являются междисциплинарными и имеют своей целью имитацию интеллектуальной деятельности человека для передачи ЭВМ сложноформализуемых, рутинных и трудоемких процессов, связанных с обработкой и преобразованием информации. Создаваемые в рамках искусственного интеллекта компьютерные программы получили название систем искусегаенного интеллекга. Системами такого рода, основанными на знаниях, являются и экспертные системы. Решение интеллектуальных задач связано с нетривиальными логическими умозаключениями, и поиск результата, как правило, требует перебора и анализа огромного количества возможных вариантов. Известно, однако, что человек в подобных ситуациях проявляет способность отбрасывать наименее перспективные направления поиска, сужая область перебора. В Э. с. делается попытка моделировать именно эту способность человеческого мышления. Такой подход получил название эвристического и используется в описываемых системах наряду с алгоритмическими методами. Если в системе имеется необходимая совокупность фундаментальных и эвристических знаний эксперта о проблемной области, то ее поведение при решении задач может достигать уровня эксперта. Благодаря этому обращение к экспертной системе при необходимости выбора рационального решения способно во многих случаях заменить использование метода экспертных оценок. В Э. с. знания о проблемной области, формализованные определенным образом, хранятся отдельно от остальных программ, что позволяет модифицировать работу системы, изменяя лишь набор знаний и не затрагивая иных ее элементов. Такая совокупность знаний представляет собой независимый блок системы и называется базой знаний. Функционирование экспертной системы осуществляется следующим образом. Получив на входе некоторый запрос, система производит его логическую обработку, выбирая в базе знаний те или иные знания, связанные с этим запросом, и выдает в качестве ответа конкретные рекомендации. Важной характеристикой экспертной системы является то, что она может объяснить, каким образом она пришла к данным результатам, т. е. воспроизвести цепочку своих логических «рассуждений». Кроме того, успех практической работы Э. с. в значительной степени определяется их способностью к саморазвитию и обучению (в некоторых из них предусмотрена возможность самостоятельно отбрасывать устаревшие и совершенствовать используемые правила логического вывода), а также доступностью для лиц, несведущих в программировании. Положительные результаты может принести использование Э. с. в сфере социального управления. Накопление в базе знаний экспертной информации об эффективных методах проведения социальной политики, рекомендаций экспертов относительно разрешения сложных ситуаций, возникающих при управлении социальными процессами в различных социальных обшностях, позволит в случае необходимости отыскать оптимальные решения конкретных социальных проблем. Довольно часто сложность и многогранность социальных объектов не позволяют разрабатывать модели, адекватно отображающие их структуру и процессы функционирования. Однако исследователи, как правило, располагают определенными совокупностями знаний об указанных объектах: результатами эмпирических исследований данного или подобных объектов, наборами фактов или гипотез, возникших в ходе работы, теоретическими обобщениями. Важное место в такой информации могут занимать знания, полученные от экспертов по рассматриваемым вопросам. Для изучения подобных сложных социальных явлений и разработки эффективных управленческих решений следует ввести указанные знания в подходящую экспертную систему, построив тем самым модель не самого объекта, а знаний о нем. При этом задача социологов предложить приемлемый способ представления и структурирования информации в базе знаний экспертной системы, учитывая те логические средства, которыми она обладает и с помощью которых будет построена внутрисистемная модель, являющаяся образом уже самого исследуемого социального объекта. В процессе дальнейшей работы с этой моделью средствами экспертной системы можно получить сведения о функционировании рассматриваемого явления в настоящий момент, вернуться к его прошлым состояниям и получить прогноз будущих, а также оценить возможности и пути управления его развитием. Еще одно применение Э. с. обусловлено тем, что их базы знаний могут хранить большой объем социологической информации, например эмпирических данных социологических исследований, проведенных различными организациями, информационно-справочные разделы и программы для обработки эмпирических данных на ЭВМ. Социологи получат возможность извлекать информацию о существующих методиках исследования, опыте их применения, а логический аппарат системы поможет выбрать наилучшую методику с учетом требований исследователей. Кроме того, по вводимым начальным данным система сможет автоматически определить размеры оптимальной выборочной совокупности, репрезентативной для Проводимого исследования, произвести поиск систематических и случайных ошибок статистического наблюдения и др. На основании различных процедур обработки и анализа социологической информации, содержащихся в базе знаний, и данных о характере и структуре собранных исследователями материалов, экспертная система может предложить социологам оптимальный метод анализа полученных результатов и помочь провести его.

Просмотров: 1756
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.




Другие новости по теме:

  • АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
  • Актуализация знаний
  • Актуализация знаний
  • БАЗА ЗНАНИЙ
  • База знаний
  • База знаний (БЗ)
  • День знаний
  • Инженерия знаний
  • КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
  • КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
  • КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ
  • Качество знаний
  • Контроль знаний
  • ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (АСНПИ)
  • Методы обработки и анализа социологической информации
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
  • ПРИМЕНЕНИЕ знаний, умений и навыков
  • ПРИМЕНЕНИЕ знаний, умений и навыков
  • Представление знаний
  • Российская модель системы социального партнерства
  • СИНТЕЗ ЗНАНИЙ
  • СИСТЕМНОСТЬ ЗНАНИЙ
  • СИСТЕМНОСТЬ ЗНАНИЙ
  • Система тестового педагогического контроля знаний, умений и навыков
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • Схемы знаний
  • ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
  • Типы знаний
  • Формализация знаний
  • представление знаний



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь