Возрастно-ролевые ожидания

нормы и требования социального окружения, предъявляемые к человеку, достигшему границ определенного возрастного этапа, и заключающиеся в ожидании от него освоения определенного круга ролей, соответствующих данному возрасту и социальному положению. Общественное сознание, оперируя категорией В.-р. о. обращается к возрасту как к интегральному основанию совокупности ролей, исходя из традиционных или институализированиых норм, выработанных в процессе практической жизни применительно к различным социально-демографическим группам. Для большинства социальных статусов В.-р. о. традиционно определены, и человек может если не прямо следовать им, то, по крайней мере, принимать их во внимание, стремясь достигнуть намеченного положения в обществе. Соотношение ожидаемого и реального возраста включения в определенные социальные роли и функции в значительной степени влияет не только на социальный, но и на «личностный статус» (авторитет) индивида. Если первый тесно связан с содержанием роли, то второй в основном зависит от степени опережения или отставания реального возраста вступления индивида в роль от ожидаемого. Желая повысить свой авторитет, человек (осознанно или неосознанно) стремится к опережению В.-р. о., то есть включиться в роль ранее ожидаемого социальным окружением возраста. Отставание от В.-р. о. обычно не одобряется общественным мнением. Под воздействием В.-р. о. у человека на различных этапах жизненного пути формируется представление об одобряемых обществом формах его настоящего и будущего поведения, ориентирующее и направляющее развитие и смену видов деятельности. Субъективно эта долговременная регуляция поведения отражается в построении жизненных целей, программ и планов.

Просмотров: 884
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.




Другие новости по теме:

  • "F93" Эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста
  • F93 Эмоциональные расстройства с началом, специфическим для детского возраста
  • Авторитет возраста
  • АВТОРИТЕТ или ВЛАСТЬ
  • АВТОРИТЕТ или ВЛАСТЬ
  • В ТЕНИ МОЛЧАЛИВОГО БОЛЬШИНСТВА, ИЛИ КОНЕЦ СОЦИАЛЬНОГО
  • В ТЕНИ МОЛЧАЛИВОГО БОЛЬШИНСТВА, ИЛИ КОНЕЦ СОЦИАЛЬНОГО
  • Гендерные роли, гендерная роль
  • ЛЕГИТИМНЫЙ АВТОРИТЕТ или ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ
  • МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ или ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНИЯ
  • Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов
  • образцы ожидаемого
  • ОБРАЗЦЫ ОЖИДАЕМОГО
  • Ограничения прав граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг
  • Пищевое расстройство грудного возраста и/или (раннего детства)
  • ПОД ОБЩЕСТВЕННЫМ (СОЦИАЛЬНЫМ) ВОСПИТАНИЕМ
  • ПОЯВЛЕНИЕ РЕБЕНКА, МАЛОВЕСНОГО ДЛЯ ДАННОГО ГЕСТАЦИОННОГО ВОЗРАСТА
  • Расстройство эмоций, специфическое для детского и подросткового возраста
  • РАССТРОЙСТВО ЭМОЦИЙ, СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ДЛЯ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (МКБ 313)
  • Расстройство эмоций, специфическое для детского и подросткового возраста, с подавленностью и тоской
  • РЕБЕНОК, МАЛОВЕСНЫЙ ДЛЯ ДАННОГО ГЕСТАЦИОННОГО ВОЗРАСТА
  • Роль больного или роль пациента
  • РОЛЬ БОЛЬНОГО или РОЛЬ ПАЦИЕНТА
  • Социальный статус. Систематизация социальных ролей
  • СУММАРНОЕ ЧИСЛО РОЖДЕНИЙ К ДАННОМУ ВОЗРАСТУ (КУМУЛЯТИВНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ РОЖДАЕМОСТИ)
  • СУММАРНОЕ ЧИСЛО РОЖДЕНИЙ К ДАННОМУ ВОЗРАСТУ (КУМУЛЯТИВНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ РОЖДАЕМОСТИ)
  • Фрейм -«как если бы»
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • ШИЗОИДНОЕ РАССТРОЙСТВО ДЕТСТВА ИЛИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
  • Шизоидное расстройство детства или подросткового возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь