СОЦИОЛОГИЯ ВОЗРАСТА

- специальная социологическая теория  , изучающая возрастную структуру общества и отдельных социальных групп и закономерности ее развития, социальные аспекты возрастных характеристик индивидов и социальных групп (молодежи, лиц пожилого возраста и т.д.). Возраст предопределяет стадии активного включения индивидов (социальных групп) в социальные отношения  в соответствии с их социально-трудовыми установками, ценностными ориентациями и усвоением ими социальных ролей.

Объектом С.В. выступают различные возрастные группы, а предметом социологических исследований - социальное поведение , специфическое для каждой возрастной группы, предопределяемое, с одной стороны, - социальной средой и положением в ней той или иной возрастной группы, а с другой - потребностями, социально-трудовыми установками и ценностными ориентациями членов определенных возрастных групп. Выявлено, что возрастной признак причинно связан с рядом психосоциальных свойств индивида, оказывающих влияние на чувствования и верования, желания и стремления, идеи и интересы индивида, а через них - и на все его поведение, а через поведение - и на всю социальную жизнь. Но является ли возрастной признак "магнитным полюсом", заставляющим сцепляться друг с другом одновозрастных лиц в солидарное целое и быть чуждыми лицам иного возраста? Служит ли возраст "вехой", указывающей на новую линию расслоения населения в возрастные реальные группы, не совпадающими друг с другом? Ряд соображений указывает на положительное решение этих вопросов. Если у каждого возраста есть свои интересы, отличные и часто противоположные интересам других возрастов, то тем самым сходство возраста может и должно служить основой для возрастной когорты и для антагонизмов различных возрастных когорт. Если, далее, различие возраста вызывает различие поведения одного и того же человека в разные возрастные периоды, делает лиц определенного возраста более приспособленными для одних функций, а лиц другого возраста - для других, то, очевидно, биологический признак возраста может служить основой для наслоения ряда психосоциальных различий между разновозрастными группами. Иными словами, с возрастом может аккумулироваться и ряд других различий: профессиональных, объемно-правовых, имущественных и др.

Принадлежность к определенной возрастной когорте служит одной из существенных координат, определяющих положение индивида в среде населения, его социальную физиономию, его социальный вес и поведение. Возраст, как и все биологические условия, влияет на поведение человека "изнутри"; императивы поведения возрастной группы носят, главным образом, инстинктивный характер. Иногда организованная возрастная группа  действует на своих членов извне, давая им те или иные директивы поведения. По своему характеру возрастная группировка принадлежит к числу закрытых. Более того, возрастная группа дает себя знать и в процессах, не имеющих с первого взгляда прямого отношения к возрастным антагонизмам. Более внимательное изучение ряда революций и реформаций показывает, что в сложном комплексе острой борьбы различных социальных групп, которую представляют собой эпохи трансформаций, если не прямо, то косвенно проявляется и возрастное расслоение.

В общем и целом, эпохи революций - это эпохи доминирования более молодых возрастных групп; они являются главными деятелями и сторонниками радикальных реформ, из них вербуются сторонники нового порядка, из их же рядов выходят и лидеры движений. В эпохи консервативные, спокойные и реакционные дело обстоит наоборот: лидерами, правителями и властителями в такие эпохи обычно являются люди почтенного возраста. Особые проблемы социального плана связаны с социально слабозащищенными лицами, еще не достигшими трудоспособного возраста или вышедшими за его пределы.

Мировое сообщество исходит из того, что молодежь представляет собой наиболее важный ресурс для будущего и более широкие вложения в нее со стороны родителей и общества имеют ключевое значение для обеспечения устойчивого экономического роста и развития государства. Вместе с тем в настоящее время многие страны пересматривают свою политику в свете того принципа, что пожилые люди представляют собой ценный и важный компонент людских ресурсов в обществе. Кроме того, они стремятся выяснить, как наилучшим образом оказывать помощь пожилым людям, испытывающим потребности в долгосрочной поддержке. Мировое сообщество исходит из того, что лица с инвалидностью, представляющие собой значительную часть населения, должны иметь равные с остальными возможности и признание ценности их способностей в процессе социально-экономического развития.

Данные ориентации мирового сообщества и их преломление в Национальной программе Республики Беларусь составили основу концепции устойчивого развития государства. Социальная политика государственного и регионального масштаба нацелена на решение ряда проблем. С одной стороны, молодежь до 18 лет представляет собой важный ресурс будущего, а с другой - ее возможности на рынке труда ограничены профессиями сферы индивидуальных услуг и неквалифицированного труда. Исходя из этого, темпы и масштабы всех форм профессионализации молодежи должны быть увеличены. Поведение на рынке труда лиц предпенсионного возраста имеет свои проблемы: с одной стороны, оно определяется возрастом (50 лет и старше), а с другой - высоким интеллектуальным потенциалом (1/2 - с высшим и незаконченным высшим образованием). Для данной возрастной категории характерен процесс депрофессионализации - вынужденного снижения людьми профессионального и, как следствие, социального статуса ради простого выживания. Исходя из принципа, что пожилые люди представляют собой ценный и важный компонент интеллектуальных ресурсов общества, следует изыскать возможность уменьшения темпов и масштабов их депрофессионализации, а также социальные гарантии их благосостояния. Гибкая социальная политика  на уровне государства и региона должны стать одним из основных инструментов работы с феноменом возрастных групп на рынке труда и за пределами рынка труда в рамках С.В.

Г.Н. Соколова

Просмотров: 2433
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.




Другие новости по теме:

  • F93.2 Социальное тревожное расстройство детского возраста.
  • Авторитет возраста
  • ВЕРОЯТНОСТЬ ДОЖИТИЯ ДО СЛЕДУЮЩЕГО ВОЗРАСТА
  • ВЕРОЯТНОСТЬ ДОЖИТИЯ ДО СЛЕДУЮЩЕГО ВОЗРАСТА
  • Доминанта подросткового возраста
  • ИНТЕРВАЛ ВОЗРАСТА (ВОЗРАСТНОЙ ИНТЕРВАЛ)
  • ИНТЕРВАЛ ВОЗРАСТА (ВОЗРАСТНОЙ ИНТЕРВАЛ)
  • КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • Кризис трехлетнего возраста
  • Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов
  • НОВООБРАЗОВАНИЕ ВОЗРАСТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ
  • Население третьего возраста
  • Ограничения прав граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг
  • Право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание
  • РАССТРОЙСТВО ЭМОЦИЙ, СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ДЛЯ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (МКБ 313)
  • РАССТРОЙСТВО ЭМОЦИЙ, СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ДЛЯ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, С ПОВЫШЕННОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ, РОБОСТЬЮ И АУТИЗМОМ (МКБ 313.2)
  • РАССТРОЙСТВО ЭМОЦИЙ, СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ДЛЯ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, С ПОДАВЛЕННОСТЬЮ И ТОСКОЙ (МКБ 313.1)
  • РАССТРОЙСТВО ЭМОЦИЙ, СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ДЛЯ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, СОПРОВОЖДАЮЩЕЕСЯ ТРЕВОГОЙ И СТРАХОМ (МКБ 313.0)
  • Расстройство эмоций, специфическое для детского и подросткового возраста
  • Расстройство эмоций, специфическое для детского и подросткового возраста, с повышенной чувствительностью, робостью и аутизмом
  • Расстройство эмоций, специфическое для детского и подросткового возраста, с подавленностью и тоской
  • Расстройство эмоций, специфическое для детского и подросткового возраста, сопровождающееся тревогой и страхом
  • СОЦИОЛОГИЯ ВОЗРАСТА
  • Стратификация старшей возрастной группы
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • Теория социальных групп
  • Учет возраста
  • Функциональные психозы старческого возраста
  • Шизофрения подросткового возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь