Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 Социология кино



Социология кино

изучает социальные проблемы кинематографа. Возникла в начале XX в. как реакция обществознания на острый интерес к кино различных социальных слоев, вызванный массовой природой кинозрелища. С. к. исследует такие вопросы: что есть кино как социальный феномен, каковы его место и роль в обществе? Уже в начале века эти вопросы пытались осмыслить в монографических работах В. Готвальт (1909), Е. Самуйленко (1912), Е. Маурин (1916) и др. в России, Э. Альтенло (1914) в Германии, который в заглавие своей работы вынес термин «С. к.». Ключевые вопросы С. к. неоднократно затрагивал В. И. Ленин. Его общеизвестные положения о социальном значении кино, о необходимости «художественной пропаганды» наших идей в форме увлекательных картин, о важности продвижения кино в массы и др. сыграли определенную роль в развитии отечественной С. к. Тематической доминантой конкретно-социологических исследований в нашей стране в области кино в 20-е-30-е гг. явилась киноаудитория как социокультурная общность, которую, по мнению социологов и деятелей кинематографии, необходимо было «перековать» посредством «кпноиещп». Такого рода установка ясно выражена в названии двух наиболее значительных монографий тех лет: «Изучение кинозрителя» (А. В. Трояновский и Р. И. Егиазаров, 1928) и «Изучение детского кинозрителя» (А. М. Гельмонт, 1933). Пионерам советской С. к. удалось осветить ряд социальных граней кинопроцесса, внести вклад в разработку методов эмпирического изучения киноаудитории. В то же время были допущены и серьезные методологические просчеты, выразившиеся, в частности, в попытках создать некую «биосоциологию зрелища» на основе модных в ту пору идей рефлексологии и рефлектологии. В 40-е-50-е гг. С. к. в нашей стране прекратила свое самостоятельное существование. Социальные аспекты кинопроцесса осмысливались практиками кино, киноведами, эстетиками. Возрождение С. к. началось в СССР в 60-х гг. Значительная роль в этом процессе принадлежит известному теоретику и историку кино Н. А. Лебедеву. Новое поколение социологов кино сконцентрировало свое внимание на проблеме «кино и зритель», продолжив тем самым исследовательские традиции 20-х 30-х гг. Ныне в С. к. накоплен немалый позитивный материал по широкому кругу вопросов (структура киноаудитории, ценностные ориентации зрителей, динамика и тенденции кинопосещаемости, художественные факторы зрительского успеха фильмов, социальные факторы функционирования кинотеатров и кинорекламы, социальные проблемы кинообслуживания села, взаимодействие кино и ТВ в досуге населения и др.). Вместе с тем практически С. к. используется довольно скромно. Основной тормоз несовершенство системы оценок деятельности учреждений кино, в первую очередь кинопроката, которыми в основном и оперирует современная советская С. к. Из всего множества показателей работы кинопроката в наличии у исследователей только два денежные доходы и посещаемость кино. Важнейшие для социологии идеологические и социальные показатели оказались в тени, даже в забвении, что объективно предопределяет слабый интерес к ним кинопрокатчиков. Сказываются также недооценка в теории кино роли публики как слагаемого художественной культуры общества и фактора кинопроцесса, широко распространенные среди теоретиков и кинокритиков сомнения в возможности создания шедевров средствами общезначимого выразительного языка кино, расхожее среди кинопрофессионалов представление об эстетической неразвитости киноаудитории, что, правда, активно оспаривают ныне ряд мастеров экрана. Проблематика С. к. имеет тенденцию к расширению. С позиций современных требований и перспектив развития объектом и предметом исследования С. к. предстают все социальные аспекты кинематографического процесса: его социальный генезис и развитие, место и функции в обществе; конкретные проявления социальных отношений между его участниками (прежде всего между художником и публикой); взаимодействие общественной формы кино и творческого потенциала участвующих в нем социальных общностей, его художественно-эстетического содержания с наличными общественными предпосылками экономическими, социальными, политическими и духовными-все это и представляет собой предмет С. к., достаточно полно охватывающий и сущее, и должное.

Просмотров: 3962
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.




Другие новости по теме:

  • Абстрактное кино
  • КИН(CYN-), КИНО-
  • КИНО
  • КИНО для детей и юношества
  • Кино, кинематография
  • Конкретные социальные исследования
  • ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНЫЕ
  • ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНЫЕ
  • Показатели социальные
  • Приоритетность российской кино- и видеопродукции
  • РОЛИ СОЦИАЛЬНЫЕ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЮВЕНОЛОГИИ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (социальные репрезентации)
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
  • СОЦИОЛОГИЯ КИНО
  • Социальные взаимодействие
  • Социальные взаимодействие
  • Социальные факторы
  • Социальные функции учреждений культуры
  • Телевидение и кино
  • УЧЕБНОЕ КИНО
  • УЧЕБНОЕ КИНО
  • Учебный кино-, видеофрагмент
  • ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
  • Факторы гуманизации социальных отношений в организации
  • Факторы социальные
  • Цифровое кино
  • ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ)
  • Экстралингвистические факторы (Социальные факторы)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь