Социальная психология

наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в различные социальные группы, закономерности общественной и групповой психологии. С. п. исследует психологию больших социальных групп (классы, нации, социальнодемографические и профессиональные категории, региональные общности, массовые аудитории и т. д.), малых групп и коллективов, а также особенности психологии личности, формирующиеся и проявляющиеся в общении и совместной деятельности. С. п. развивается на стыке психологии и социологии. Наряду с психологическими методами наблюдения, лабораторного и естественного эксперимента, тестирования в С. п. широко применяются социологические методы анкетные опросы и интервью, контент-анализ, социальный эксперимент. Разработаны также специализированные социально-психологические методы (социометрия, групповая оценка личности и др.). Потребности и интересы, социальные установки и ценностные ориентации, мнения и настроения людей являются общим для С. п. и социологии предметом исследования. Однако для каждой из этих наук характерен специфический подход к изучению данных явлений. Например, при исследовании общественного мнения социолога интересует в первую очередь закономерность формирования мнений люден в определенных социальных группах, тогда как социально-психологические исследования направлены прежде всего на познание психологических механизмов становления и выражения общественного мнения. Появлению первых социально-психологических концепций предшествовало накопление многочисленных наблюдений в области массовой психики, психологии социальных групп и личности. Первые попытки теоретического обобщения этих наблюдений относятся ко второй половине XIX в.: «психология народов» (М. Лацарус, X. Штейнталь, В. Вундт), «психология масс» (Ш. Сигеле, Г. Лебон), теории «подражания» (Г. Тард) и «инстинктов социального поведения» (У. Мак-Дугалл). 1908 г. считается временем основания С. п. как самостоятельной отрасли психологической науки. В этом году появились книги У. Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию» и Э. Росса «Социальная психология», в названии которых впервые был использован термин С. п. В 1913 г. В. Мёде в Германии впервые применил экспериментальный метод в исследовании социально-психологических явлений, связанных с воздействием группы на индивидуальные особенности восприятия и поведения. После первой мировой войны такого рода исследования получили широкое распространение, что способствовало превращению С. п. в экспериментальную науку. Наиболее интенсивно экспериментальная С. п. развивалась в США. Ставшие классическими исследования по конформизму, групповой динамике, коммуникативной структуре малой группы имели немаловажное значение для дальнейшего развития С. п., ее выхода в практику управления, пропаганды, в др. сферы общественной жизни. Основными теоретическими источниками развития западной С. п. являлись бихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология. Большое влияние на развитие С. п. оказали и социологические теории интеракционизм и структурно-функциональный анализ. Советская С. п. основывается на принципах марксистской теории социального познания. В 20-е гг. советские психологи активно разрабатывали вопросы методологии социально-психологических исследований, основы теории коллективной и общественной психологии. В 30-е гг. С. п. разделила участь ряда наук, объявленных «вне закона», и ее возрождение фактически началось только в 60-е гг. В настоящее время имеются конкретные результаты развития С. п. в нашей стране. Оригинальные результаты получены в таких областях С. п., как психология коллектива, психология познания людьми друг друга, психология жизненного пути личности. Созданы социально-психологические службы, цель которых-совершенствование нравственно-психологического климата в коллективах, психологическая подготовка руководителей пронзводсгва, семейное консультирование, обучение людей (в специальных тренинговых группах) приемам и навыкам правильного общения и т. д. Перспективы развития С. п. во многом связаны с расширением ее возможностей в решении острых социальных проблем совершенствования психологической атмосферы в различных сферах общественной жизни. В связи с этим необходима активная исследовательская стратегия, которая не только фиксировала бы существующие социально-психологические феномены, но и способствовала повышению психологической культуры общества, его различных социальных групп. В современных условиях общественного развития настоятельно ощущается потребность в новых социально-психологических механизмах регуляции человеческих взаимоотношений. Они должны стать альтернативой широко распространенным в общественной психологии механизмам группового давления и конформизма, восприятия и оценки людей по формальным статусным и демографическим признакам, стереотипного отношения людей к собственной жизни и к другим людям. Новая стратегия С. п. может быть названа конструктивной, поскольку ее основной задачей является разработка теории и методов создания (конструирования) принципиально новых социально-психологических механизмов регуляции человеческих взаимоотношений, значительно в большей мере соответствующих гуманистическим принципам современного общества.

Просмотров: 1612
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.




Другие новости по теме:

  • Адаптация социальная (в психологии развития)
  • Воспитание совершенствующейся социально-успешной личности
  • Диагностика социально-психологической адаптации. К. Роджерс, Р. Даймонд
  • КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • Методы социально-педагогических исследований
  • Особенности групповой психотерапии у психически больных клиентов и проблемы их социальнопсихологической реабилитации
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ
  • ПРИНЦИПЫ СРАВНЕНИЯ И СОПОСТАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ
  • ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП
  • ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
  • ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
  • ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
  • Проблема познания людьми друг друга в отечественной психологии
  • Психология развития
  • Развитие социального поведения людей
  • СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Социально ценный образ жизни
  • Социально-психологические методы
  • Социально-психологические явления
  • ТЕОРИИ МАЛЫХ ГРУПП
  • ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • Теория социальных групп
  • ФЕНОМЕНЫ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
  • ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ)
  • Эффекты социально-психологические



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь