Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 Нормативы социальные



Нормативы социальные

научно обоснованные количественные и качественные характеристики оптимального (для определенного момента) состояния социальных процессов и явлений, полученные на основе учета объективных закономерностей общественного развития и служащие в качестве эталонов социальной деятельности, политики, удовлетворения потребностей, реализации интересов и т. п. Их конкретно-исторический характер заключается в том, что они отражают возможности и потребности общественного развития на данном этапе и соответственно могут (и должны) изменяться в перспективе. В своей основе они имеют четкую количественную и качественную определенность, характеризующую идеальную (желаемую) цель и параметры развития планируемого процесса. Поэтому, чтобы установить наиболее эффективное соотношение потребностей и возможностей в социальном развитии, нормативы обычно апробируются сначала экспериментально, а затем в массовом порядке. Очень важно, чтобы Н. с. были взаимно согласованы между собой, ибо их дисгармония, несогласованность могут привести к значительным издержкам. Отражая общие закономерности, Н. с. дифференцируются в зависимости от конкретных национальных, природных, социально-демографических особенностей и не могут оставаться неизменными. Они предполагают использование коэффициентов. Применение коэффициентов в Н. с. особенно важно в районах нового освоения, в трудных природно-климатических условиях, при различной половозрастной структуре населения. Н. с. разработаны для многих сторон жизни человека: в сфере труда, культуры, быта. Однако нормирование слабо затронуло общественно-политическую деятельность, социальное и межличностное общение. Вместе с некоторыми ненормированными аспектами трудовой деятельности, деятельности в сфере культуры, семьи и быта это область тех общественных отношений, которые практически не подвергались попыткам научно обоснованной количественной оценки. В связи с тем, что определение нормативов зачастую затруднено, правомерно введение в практику планирования понятия «социальный ориентир», который выражается как совокупность наиболее возможных рациональных параметров, как допустимый (ожидаемый) уровень развития тех или иных общественных процессов, исходя из сложившихся показателей развития аналогичных процессов или явлений. На практике нередко используется такой прием: за оптимальную величину принимаются лучшие показатели ряда трудовых коллективов, организаций и объединений. Они становятся в определенном смысле эталоном, т. е. ориентиром. Такие лучшие результаты могут быть приняты в конкретной обстановке за так называемый рабочий оптимум. Н. с. и ориентиры классифицируются по различным основаниям. Ведущей является классификация Н. с. и ориентиров по сферам жизнедеятельности человека (труд, общественнополитическая жизнь, культура, быт, межличностное общение). Они прежде всего отражают обеспеченность материальными ресурсами в расчете на 1 тыс. человек населения. Иначе говоря, в практике планирования необходимо широко использовать уже существующие нормативы сколько мест должно быть на 1 тыс. человек населения в клубах, детских садах, кинотеатрах, школах и т. п. Применение этого подхода даст возможность оценить отставание, опережение или соответствие уровня развития социальных процессов в коллективе или стране в сравнении с нормативными требованиями. Н. с. могут выражаться в требованиях, предъявляемых к городским и сельским поселениям. Эти нормативы связаны с архитектурно-планировочными решениями и необходимостью организации рациональной жизни населения. К числу таких нормативов следует отнести обеспеченность сельских населенных пунктов школами, кинотеатрами, автобусным сообщением, учреждениями торговли и т. д. В применении к городам это оснащенность и обеспеченность городских микрорайонов всем необходимым для организации повседневной жизни или характеристики нормативных требований, касающихся каждого горожанина, например, норматив размещения зеленых насаждений. Существуют также нормы, связанные с использованием системы «человек-человек». Иначе говоря, сколько лиц той или иной профессии (продавцов, учителей, работников культуры и т. д.) должно приходиться на 1 тыс. человек населения. Такие показатели обычно характеризуют напряженность деятельности этих специалистов. Практика показывает, что чем меньше последних приходится на 1 тыс. человек населения, тем хуже качество их работы, оперативность, маневренность, социальнопсихологический климат в коллективах, где они трудятся. Определенной модификацией этого требования может быть обеспеченность кадрами по видам профессий в расчете на 1 тыс. населения. Н. с. и ориентиры могут быть разработаны для различных уровней социальной организации общества. Одни из них предназначаются для сравнения по всей стране, другие только в определенном регионе, третьи в отрасли народного хозяйства, четвертые-в небольшой группе коллективов, в том числе и первичных. Н. с. и ориентиры могут быть дифференцированы в зависимости от социальной структуры общества, ибо несомненно, что, например, проблемы повышения квалификации и образования в нормативном аспекте будут разными, учитывая специфику каждой из социально-демографических групп. И, наконец, Н. с. и ориентиры изменяются и будут изменяться на всех этапах развития не только общества, но и каждого региона, каждого производственного коллектива. Нормы социальные совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью осуществления деятельности (поведения) установленного образца (типа). Нормативные требования и ожидания фиксируются и выражаются как в вербальной (писаные законы, инструкции, кодексы), так и невербальной (например, символическая атрибутика) форме. Функциональная роль Н. с. заключается прежде всего в том, что социальный субъект действует в соответствии с их предписаниями или требует от других субъектов соответствующего поведения. Нарушение требований Н. с. вызывает меру ответного действия (санкцию). В Н. с. находит воплощение общественная воля, осознанная социальная необходимость. Именно этим они отличаются от так называемых квазинорм (например, прескрипций команд, окриков и т. п., императивность которых не всегда связана с социальными требованиями). Н. с. являются также противоположностью социального произвола, служат специфическим, выработанным в процессе социальной эволюции средством его ограничения. Следовательно, в Н. с. всегда более или менее точно определены или подразумеваются границы обязательного и допустимого. Тем самым они устраняют или ограничивают неопределенность в деятельности и поведении людей, вносят в их отношения элементы устойчивости, регулярности, согласованности и предугадываемости. Н. с. можно классифицировать по масштабу действия (всеобщие, местные), по времени действия (постоянные, временные), по значимости (общезначимые, касающиеся всех членов общества; специальные, распространяющиеся на четко ограниченный круг лиц (см. Групповые нормы); индивидуальные, касающиеся отдельных социальных субъектов), по характеру требования и целевой функции (обязывающие, закрепляющие, блокирующие, поощряющие и т. п.). Н. с. могут быть результатом эмпирической и теоретической нормотворчёской деятельности. Эмпирическое нормотворчество, являющееся исторически более ранним, чем теоретическое, тесно связано с практической жизнью и обыденным сознанием. Ему присущи стихийность и, как правило, отсутствие институционализации. Теоретическое же нормотворчество институционализировано, вся нормоорганизация в этом случае становится результатом деятельности особых социальных учреждений, органов власти, государственного аппарата (конституционные положения, кодексы законов, системы ГОСТов, инструкции, своды правил и т. д.). В социалистическом обществе Н. с. составляют важный инструмент социального управления. В процессе регулятивного воздействия Н. с. реализуются следующие функции: доведение требований установленного типа поведения до индивидов, социальных групп и организаций; обеспечение социализации индивидов, социального влияния и контроля; включение индивидов в социальную структуру, регулирование отношений и связей социальных групп; обеспечение сохранения и развития социальных ценностей. В реализации функций Н. с. проявляется их общественное предназначение закреплять и развивать такие образцы поведения и деятельности людей, социальные отношения и связи, которые обеспечивают функционирование и развитие социалистического общества как целостности. Н. с. составляют важный исследовательский предмет социологической науки. В теоретическом плане особое внимание уделяется разработке концептов норм и образцов, проблем генезиса и функционирования нормативных систем в общественных условиях. В эмпирических социологических исследованиях изучаются специфика, факторы и причины формирования и действия различных Н. с., их эффективность, распространенность, степень институционализации и т. п. Использование социологического знания о Н. с. способствует повышению уровня общественных отношений.

Просмотров: 2023
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.




Другие новости по теме:

  • ГОМЕОСТАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • История развития социальной работы
  • КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
  • МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • МОДЕЛЬ ПОДСИСТЕМ (СИСТЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ)
  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
  • Методы организации и осуществления учебно-позновательной деятельности
  • Методы организации и осуществления учебно-позновательной деятельности
  • Нормативно-правовое обеспечение образовательной и учебной деятельности на основе информационных технологий
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ БОЛЬНИЧНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ БОЛЬНИЧНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ КАДРАМИ
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ КАДРАМИ
  • Общение в экстремальных условиях деятельности
  • ПРЕДНАМЕРЕННЫЕ И НЕПРЕДНАМЕРЕННЫЕ СЛЕДСТВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • Показатели социального развития
  • Рационализация процессов деятельности
  • Роль социальной политики в развитии экономики и общества в целом
  • СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (СЛУЖБЫ) ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
  • СТРАТИФИКАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЗНАНИЯ
  • ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Теория социальных групп
  • Факторы гуманизации социальных отношений в организации



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь