Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 Самосознание



Самосознание

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его "Я". Образ "Я", или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину): * сознание отличия себя от остального мира; * сознание "Я" как активного начала субъекта деятельности; * сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки; * социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности. Критерии самосознания: 1. выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды); 2. осознание своей активности – "Я управляю собой"; 3. осознание себя "через другого" ("То, что я вижу в других, это может быть и мое качество"); 4. моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта. В структуре самосознания можно выделить: 1. осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего "Я" ("Я как действующий субъект"); 2. осознание своих реальных и желаемых качеств ("Реальное Я" и "Идеальное Я"); 3. познавательные, когнитивные представления о себе ("Я как наблюдаемый объект"); 4. эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя: * самопознание (интеллектуальный аспект познания себя); * самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе). В целом можно выделить три пласта сознания человека: 1. отношение к себе; 2. отношение к другим людям; 3. ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция). Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным: 1. эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям ("Если мне помогают, то – хорошие люди"); 2. группоцентрический уровень отношений ("Если другой человек принадлежит к моей группе, он – хороший"); 3. просоциальный уровень ("Другой человек – это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть". "Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой"); 4. эстохолический уровень – уровень исходов ("Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность – главное в отношении к другому человеку").  

Просмотров: 1644
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии




Другие новости по теме:

  • «Аффекты на себя»
  • «ДЛЯ СЕБЯ»
  • ВЕЩЬ «В СЕБЕ»
  • ДЛЯ СЕБЯ
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • ЗНАНИЕ СЕБЯ
  • КЛАСС «В СЕБЕ» И КЛАСС «ДЛЯ СЕБЯ»
  • КЛАСС В СЕБЕ И КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • КЛАСС В СЕБЕ и КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • Методика «Q-сортировка». Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе
  • Наговаривать самому на себя
  • Направленный на себя
  • Напускать на себя
  • ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕУМЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИВЛЕКАТЬ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ
  • ОРИЕНТАЦИЯ НА ЗАДАЧУ, СЕБЯ, ДРУГИХ
  • ОТДАВАНИЕ СЕБЯ
  • Образ себя
  • Образ себя
  • Опросник «Оценка доверия к себе». Т. П. Скрипкина
  • Осознание себя на публике
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЕБЯ ВНЕ ТЕЛА
  • Принуждение себя
  • Принятие другого таким, каков он есть
  • Субъект-объектное отношение (СО-отношение)
  • Уничижение себя
  • Уход от себя
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь