Тест цвето-социометрический

(ЦСМ). П. В. Яньшин. Предназначен для изучения комплекса социально-психол. параметров группы, структуры группы, индивидуальных аттитюдов членов группы, индивидуально-психол. особенностей членов группы. Социально-психол. параметры и структура группы включают разл. классические социометрические характеристики для единственного социометрического критерия «симпатия-антипатия». Индивидуальные аттитюды: конформность симпатиям группы, попарное сходство-различие в структуре симпатий, индивидуальная структура предпочтений-отвержений, степень доброжелательности-недоброжелательности в отношениях, «цветовой спектр межличностного восприятия». Предусмотрена возможность измерения влияния формальных лидеров группы на формирование эмоциональных аттитюдов группы (отраженная субъектность). Дополнительно возможно исследование аттитюдов к неограниченному количеству «внеш.» объектов, связанных с деятельностью группы (учебные предметы, полит. персоналии, администрация, члены семей, продукты потребления и т. п.). Индивидуально-психол. особенности: самооценка, рационально-отстраненное либо эмоциональное основание формирования выбора, «цветовой портрет», тревожность, эмоциональная лабильность, а также ряд характеристик предоставляемых тестом цветовых выборов М. Люшера. ЦСМ сочетает достоинства клинического проективного метода с характеристиками психометрического теста. Это становится возможным благодаря переводу осн. показателей из шкалы порядков в шкалы интервалов и отношений, что повышает надежность измерений. ЦСМ основан на процедуре косвенного шкалирования объектов посредством сопоставления атрибутированного очередному объекту (напр., члену группы) цвета с местом этого цвета в ранжировке оценивающим 8 люшеровских цветов по предпочтению (аналогично цветовому тесту отношений - Эдкинд, 1987). Сначала респондент располагает 8 цветов «от самого приятного к самому неприятному», как это предполагает проведение классического теста М. Люшера. Это и есть та шкала «симпатия-антипатия», относительно к-рой будет определяться отношение к оцениваемому объекту-мишени. Степень антипатии соответствует рангу цвета в последовательности индивидуального предпочтения цветов у оценивающего. Далее цвета перемешиваются, и респондента просят назвать цвет, с к-рым у него ассоциируется объект-мишень. Если объектмишень ассоциируется с приятными цветами, его рассматривают как симпатичный, окрашенный положительными эмоциями. Если с неприятными, наоборот, как несимпатичный и эмоционально отвергаемый. Ранг цвета, ассоциированного с объектом-мишенью, становится количественным выражением предпочтения/отвержения: «1» - максимальная симпатия, «8» - максимальное отвержение. В результате мы имеем конструкт, операционально интерпретируемый как «оценочный». Исследования автора подтверждают, что ранжировка цветов теста М. Люшера по предпочтению отражает имплицитно существующую у респондента модель желаемого настоящего. Эта модель и рассматривается как психол. контекст интерпретации результатов процедуры косвенного шкалирования в ЦСМ. На последнем этапе респондента снова просят расположить все цвета по предпочтению. Формальные лидеры тоже участвуют в опросе (т. е. оценивают цветами членов группы, а те оценивают их), что позволяет понять степень их эмоциональной и когнитивной интеграции с группой. Следует особо подчеркнуть, что оценка цветом снимает этический барьер при оценке, позволяя свободно выражать свое отношение. В ходе последующей обработки исходная матрица цветовых оценок преобразуется в матрицу рангов, при этом используются индивидуальные ранжировки цветов во второй раскладке. Эта матрица и ранжировки цветов по предпочтению содержит все данные, необходимые для дальнейшего анализа. Поскольку все этапы обработки требуют большого объема матем. вычислений, анализ результатов реализуется с помощью компьютерной программы. ЦСМ прошла процедуры конструктной и конкурентной валидизации и проверку на тест-ре-тест надежность. Результат позволяет отнести ЦСМ в разряд собственно тестовых процедур, поскольку характеризует весьма низкую стандартную ошибку измерения всей процедуры в целом. Величина коэффициентов свидетельствует о высокой валидности ЦСМ вне зависимости от возраста, и о семантической стабильности психол. конструкта в интервале от 6-7 до 16-17 лет, т. е. о применимости теста для лонгитюдных исследований в этих возрастных границах. Лит.: Яньшин П. В. Исследование эмоционального состояния группы: метод взаимного цветового оценивания // Вопр. психологии. 2000. № 3; Он же. Цвето-социометрия как метод социальной психологии. Учебно-методическое пособие. Самара, 2002; Он же. Психосемантика цвета. СПб., 2006. П. В. Яньшин

Просмотров: 2151
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • Аут-управленческие члены группы (организации)
  • Внутри группы
  • ГРУППЫ ВЗАИМОПОМОЩИ
  • ГРУППЫ РИСКА
  • ГРУППЫ, СРАВНИМЫЕ
  • Группы влияния
  • Группы планет
  • Группы самопомощи
  • ИДЕОЛОГИЯ БОЛЬШОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ
  • Ин-управленческие члены группы (организации)
  • КОНФЛИКТНОСТЬ ГРУППЫ
  • КРИТЕРИЙ ГРУППЫ
  • Критерий группы
  • ЛЮШЕРА ТЕСТ ВЫБОРА ЦВЕТА
  • Люшера тест выбора цветов
  • Люшера цвета выбора тест
  • Метод «фокус-группы» (групповая дискуссия)
  • Метод номинальной группы
  • Модель руководства, ориентированная на обмен руководитель—член группы
  • НАЗВАНИЕ ГРУППЫ
  • Неформальные группы
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
  • СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
  • СТАНДАРТИЗАЦИИ, ГРУППЫ
  • СТРУКТУРА ГРУППЫ
  • Структура группы
  • Т-группы
  • Т-группы
  • Учебные потоки (разбиение учеников на группы по академическим способностям)
  • Шкала измерения потребностно-мотивационного профиля референтности группы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь