Речь судебная

- средство словесного убеждения посредством целенаправленной систематизации фактов рассматриваемого события, убедительной их оценки на основе результатов судебного следствия. Различают вступительную, осн. и заключительную части Р. с. Психол. задача вступления - вызвать обостренное внимание судебной аудитории, ее интерес, установить с ней контакт, обеспечить ее доверие, подготовить аудиторию к принятию осн. позиции оратора. В осн. части Р. с. излагаются фактические обстоятельства дела. Эта часть не должна представлять собой скучный пересказ фактов, в ней должна быть нарисована живая, динамичная картина возникновения и развития расследуемого события. Обстоятельства дела могут быть изложены в хронологической последовательности или в систематизированном виде: так, как событие развивалось в действительности, или так, как оно было исследовано в судебном следствии. Способ изложения фактических обстоятельств дела избирается в зависимости от объема и характера доказательств, установленных в ходе судебного следствия. Анализ доказательств и их оценка - центральная часть Р. с. Все доказательства выстраиваются в систему, опровергающую одни версии и подтверждающие предлагаемую оратором версию. Доказательства выстраиваются по их нарастающей значимости. Особое место в судебной речи занимают личностные доказательства - психол. характеристики личности подсудимого и потерпевшего. Заключение речи должно содержать итоговое определение позиции судебного оратора и обращение к суду с четко выраженной просьбой, а также авансирование доверия суду. А. Ф. Кони отмечал, что для того, чтобы хорошо говорить на суде, надо хорошо знать предмет, о к-ром говоришь, изучив его во всех подробностях, надо знать родной язык с его богатством, гибкостью и своеобразностью, так, чтобы не искать слов и оборотов для своей мысли и, наконец, надо быть искренним. Говорить следует громко, ясно, отчетливо, не монотонно, по возможности выразительно и просто. Тон речи может повышаться или понижаться в связи со смыслом и значением данной фразы и даже отдельного слова. Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно и соответственно сказанному. У оратора не должно быть одной какой-то точки, все время привлекающей его взор. От него требуются большая выдержка и умение владеть собой при всех неблагоприятных обстоятельствах; никакие отвлекающие причины не должны на него действовать. Окончание речи должно быть связано с ее началом. Надо помнить, что конец выступления - разрешение всей речи. Лит.: Алексеев Н. С., Макарова З. В. Ораторское искусство в суде. М., 1989; Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996; Колонтаевская И. Ф. Педагогические идеи в трудах А. Ф. Кони // Правовые воззрения А. Ф. Кони и современность. Мат-лы межкаф. науч. сбора. М., 1994; Столяренко A. M. Психологические приемы в работе юриста. М., 2000. И. Ф. Колонтаевская

Просмотров: 872
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • "F80" Специфические расстройства развития речи и языка
  • "F80.8" Другие расстройства развития речи и языка
  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • F80.9 Расстройства развития речи и языка неуточненные
  • F80.9 Расстройство развития речи, неуточненное.
  • «МУЖЕСТВО БЫТЬ»
  • Афазия у детей (расстройства развития речи)
  • БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ
  • В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
  • Говорить с чужого голоса (говорить не свое, говорить не свои слова)
  • Деланная речь (наигранность речи)
  • ЕДИНСТВО СЛОВА И ДЕЛА
  • ЕДИНСТВО СЛОВА И ДЕЛА
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • КАЧЕСТВА РЕЧИ (КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ)
  • Механизмы формирования родной и иноязычной речи в общении
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • Невнятность речи
  • Психодиагностическое общение: контент-анализ письменной речи
  • Психодиагностическое общение: контент-анализ устной речи
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Речь: готовность (готовность к речи)
  • СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ ЛИДЕРОМ
  • Судопроизводство: допрос в суде потерпевшего, свидетеля
  • Части речи
  • Язык (средство речи)
  • Язык (средство речи)
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь