Речь: ригидность

(англ. rigid или rigidity - негнущийся, негибкий, косный, жесткий) - характеристика речи человека, в к-рой имеет место однообразие слов, фраз (штампов) или пауз со словами «паразитами». Реже ригидной называют очень медленную речь. Причиной ригидности речи могут стать: 1) неразвитость лексики, малый лексический запас; 2) копирование речи лиц, у к-рых имеет место однообразие слов или множество слов-паразитов, но при этом речь очень эмоциональная и запоминающаяся; 3) невысокий интеллект, - его слабое развитие не позволяет быстро и гибко осуществлять подбор новых слов, активно пользоваться синонимами; 4) ригидность мышления или общая ригидность познавательных психических процессов, к-рая интерферирует на речевую деятельность в силу целостности психики человека. Психол. механизмом ригидности речи (Р. р.) является установка, проявляющая как готовность использовать конкретные слова и фразы во время О. Ригидность зависит от физиол. состояния человека, его самочувствия. Чаще всего во время заболевания или обострения хронической болезни ригидность речи усиливается. Отдельную группу причин составляют нейрофизиол. причины, среди них и особенности функционирования нервной системы. Врожденные свойства нервной системы и ее индивидуальные особенности, в т. ч. проявляющиеся в недостатке пластичности как свойстве темперамента, выделенном В. М. Русаловым, являются одним из факторов ригидности. В общепсихол. плане ригидность связана с трудностью переключения с одного предмета на другой, низкой скоростью перехода с одних способов мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, а также со слабым стремлением к разнообразию форм предметной деятельности. В социально-психол. плане ригидность вообще и Р. р. в частности может коррелировать с недостатком социальной пластичности. Этот недостаток проявляется в трудности переключения внимания в процессе О. с одного человека на другого, склонности к однообразию коммуникативных программ и к применению готовых форм социального контакта. В процессе диагностики величину ригидности устной или письменной речи испытуемого вычисляют, используя показатели частоты повторяемости одних и тех же слов, включая и однокоренные слова сходно звучащие (напр.: зелень, зеленый, зеленоватый). Обычно подсчитывают количество слов-повторов, включая союз «и» и т. п. слова. В каждой сотне слов подсчитывают сумму повторов тех или иных слов, а затем высчитывают среднеарифметическую величину, получая соответствующий показатель. Затем анализируют динамику повторений. Тенденция повторять слова в устной и письменной речи неодинакова. Реже исследователи обращаются к подсчету и анализу повторения фраз или анализу числа пауз и скорости речи. В ходе анализа устанавливают причины ригидности. В отличие от лиц, имеющих ригидность речи, люди с лабильной речью имеют большой запас слов, умеют красиво и образно строить речевое высказывание. Они, как правило, имеют выраженные лингвистические и общие гуманитарные способности, увлекаются литературой и филологией и др. гуманитарными науками. Для профилактики ригидности речи рекомендуют работать со словарем синонимов, заменяя синонимичными повторяющиеся слова. Лит.: Пашукова Т. И. Ригидность речи коммуникаторов СМИ // Школьный логопед ; Практические занятия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. М., 1972; Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПБ., 2004; Luchins A. S., Luchins E. H. Rigidity of Behavier, Oregon, 1959. Т. И. Пашукова

Просмотров: 2427
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • «Слов-вешалок» система
  • ВНУШЕНИЕ БЕЗ СЛОВ
  • ВОСПРИЯТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
  • Деланная речь (наигранность речи)
  • Единство мышления и речи, общения и познания
  • ИГРА СЛОВ
  • Игра слов
  • Интерференция полисемантических слов
  • Каталог ключевых слов
  • КАЧЕСТВА РЕЧИ (КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ)
  • Метод контент-анализа речи
  • МЕТОД ЦЕЛЫХ СЛОВ
  • Непонимание незнакомых слов
  • Общеобразовательный стандарт в области применения ИКТ в процессе изучения конкретного общеобразовательного/учебного предмета или предметной области
  • Отказ от собственных слов
  • ОТКРЫТЫЙ КЛАСС (СЛОВ)
  • Подражать речи другого
  • Психодиагностическое общение: контент-анализ письменной речи
  • Психодиагностическое общение: контент-анализ устной речи
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ в школе
  • Речи развитие
  • Речь: готовность (готовность к речи)
  • Слов составления тест
  • СЛОВ, СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТ
  • СЛОВ-ВЕШАЛОК, СИСТЕМА
  • Употребление иностранных слов
  • Употребление незнакомых слов
  • Целых слов метод
  • ЦЕЛЫХ СЛОВ, МЕТОД



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь