Расставание как феномен общения

Среди многообразия жизненных событий человека особое место занимает расставание (Р.). Значимость его определяется тем, что оно сопровождает человека на протяжении всей жизни, что имеет разные психол. последствия. Феномен Р. представлен в художественной литературе, изобразительном искусстве, фольклоре, музыке. Р. - это жизненно важное событие, приводящее к частичному нарушению или полному разрыву значимых отношений и привычных форм О. человека, делающее невозможным их дальнейшее существование в прежнем виде. Основным объектом Р. является др. человек, с к-рым субъект связан значимыми отношениями: супружескими, родительскими, любовными, дружескими и т. п. Чем выше уровень их значимости, тем более выраженной становится феноменология Р. (это может служить основанием классификации видов Р.). В кач. объекта Р. может быть также родной дом, родина, уголок природы, произведения искусства, рабочий кабинет, место отдыха и мн. др. Характер объекта накладывает соответствующий отпечаток на феноменологию Р. и позволяет выделять разл. его виды. В зависимости от продолжительности предстоящей разлуки можно выделить кратковременное, долгосрочное и бессрочное Р. Р. - это не одномоментный акт, а развернутый в пространстве и времени человеческого бытия процесс, в к-ром существуют свои этапы и закономерности. Во временной структуре Р. можно выделить 3 основные стадии: ожидания, прощания и разлуки. Каждая из них имеет свои особенности, закономерности, объективную и субъективную феноменологию. Наиболее острой по эмоциональному накалу и короткой по времени является стадия прощания. Именно здесь совершается главное событие всего Р. - травмирование живых значимых отношений и их субъектов, нарушение привычных способов О. и личностного бытия. О. субъектов Р. принимает здесь особую форму. Каждый испытывает неодолимое желание сказать друг другу что-то чрезвычайно важное и почти никому из них никогда не удается это сделать в силу отсутствия нужных слов (или их потери), социальных ограничений, комплексов и др. Повышенную нагрузку получают невербальные формы О. В обществе сложилась особая культура Р.: социальные нормы, традиции и обряды, предписывающие опр. способы О. его участников. Это могут быть опр. слова, напутствия, жесты, объятия, дарение каких-то предметов (на память), просьба о прощении и др. Попрощаться - значит простить друг другу грехи, чтобы не оставлять их на себе, особенно если встреча будет не скоро или не состоится вообще. Перечисленные способы О. участников Р. придают ему особую торжественность, значительность и драматичность (а иногда и трагичность). Именно это подчеркивается писателями, художниками, музыкантами и представляется как один из наиболее ярких эпизодов произведения. Способы прощального поведения служат и формой выражения душевного состояния субъектов Р. Поэтому очень важно, чтобы каждый человек владел ими. Как и всякое значимое событие, Р. определяет содержание и характер душевной жизни человека. Фактически в ней концентрируется пространство и время его реального бытия. По всем психол. характеристикам и последствиям для личности ситуацию значимого Р. следует отнести к категории критических. Характерным для субъективной картины Р. является особое чувство частичной или полной потери себя, - это объясняется тем, что человек лишается фактов подтверждения от значимого другого реальности собственного существования как субъекта, как личности и как индивидуальности. Состояние Р. зачастую тягостно для человека, возможны тяжелые заболевания и даже суициды. Необходимо оказание психол. помощи. Длительное пребывание в этом состоянии имеет серьезные последствия для личности, к-рые зависят от значимости потери, от индивидуальных, половых и возрастных особенностей человека. Наиболее губительно и невосполнимо Р. для младенцев, разлученных с матерью. Особое место занимает Р. родных и близких с умирающим и Р. самого умирающего с людьми и всем тем, что его окружает и чем он жил. Последнее особенно невыносимо и тягостно. Поэтому важно не оставлять умирающего в одиночестве. Лит.: Боулби Дж. Создание и разрушение социальных связей. М., 2004; Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986; Тарабрина Н. В. Основные итоги и перспективные направления исследований последствий посттравматического стресса // Психол. журн., 2003. № 4; Хараш А. У. «Другой» и его функция в развитии психики // Общение и развитие психики: сб. науч. тр. / Под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева. М., 1986. К. М. Романов

Просмотров: 1059
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • »Это не всё» методика
  • Безопасные условия для человека
  • Гоббс: человек, его сущность и общество
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • ДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ И ОБЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ЛЮДЬМИ
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Основные события в жизни человека
  • Паскаль: человек перед лицом истины и бесконечности. Его величие и ничтожество
  • Педагогическое общение: конфликт и способы его разрешения
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Техника «это еще не все»
  • УЧЕТ ОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА ВЕЩЕСТВ
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • Человек — это звучит гордо
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • Человек и его сущность. Государственное правление по Локку
  • Человек как ученый
  • Это
  • Это (Ит)
  • ЭТО (ИТ)
  • ЭТО НЕ ВСЕ МЕТОДИКА
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь