Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/classes/rss.class.php on line 129 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева
Психотерапевтический контакт1) любое взаимодействие между психотерапевтом и клиентом; 2) богатые, плодотворные отношения между психотерапевтом и клиентом, благодаря к-рым возможно оказание терапевтического влияния на клиента; 3) раппорт между терапевтом и клиентом. Термин «контакт», придя из др. сфер знания, постепенно наполняется психол. содержанием. На этапе возникновения психол. контакта (связи) каждый из потенциальных партнеров по О. (а) начинает (находясь рядом друг с другом или заочно) выделять другого в кач. «фигуры» из «фона», наделяет его нек-рой значимостью, что создает психол. готовность к взаимодействию, коммуникации; возникающее отношение к другому не окрашено пока выраженной положительной или отрицательной эмоциональной окраской; (б) может быть не включен во взаимные интеракции, от него не требуется и «аварийное» поведение (не надо убегать, нападать или застывать - что свидетельствовало бы о стремительно развивающимся контакте, перерастающем в борьбу), (в) имеет возможность обменяться с другим информацией (вербальной, невербальной) (Творогова, 2007). По тому, что информация начала передаваться от одного к другому и стала вызывать обратную реакцию, можно судить, что контакт состоялся. Дальше он может развиваться, затухать, обрываться, завершаться. Виды контакта подразделяются в зависимости от его: 1) продолжительности (кратковременный - долговременный), 2) осознанности (осознанный - неосознанный), 3) произвольности (непроизвольный - требующий осознанных усилий), 4) глубины (первоначальный контакт - доверие/недоверие - …) и т. д. В случае психотерапии психол. контакт, чтобы стать инструментом влияния психотерапевта на клиента, должен приобрести черты психотерапевтического контакта (П. к.), к-рый характеризуется: 1) несимметричностью позиций психотерапевта и клиента; 2) ответственностью психотерапевта как профессионала за его установление, поддержание, развитие; 3) осознанным использованием психотерапевтом проверенных (в контексте доказательной психотерапии) приемов, средств, создание им условий для П. к. со своим клиентом, 4) использованием П. к. как инструмента психол. влияния с целью достижения психотерапевтической цели. П. к. во всех психотерапевтических школах это: а) условие психотерапевтического процесса, б) инструмент психол. влияния, способный приводить к позитивным переменам в чувствах, отношениях и поведении клиента. В разл. психотерапевтических направлениях делается акцент на главном с их т. зр. терапевтическом механизме П. к. (так, в психоанализе центральным механизмом П. к. является перенос как проявление активизированных в психоаналитической ситуации детских и не изжитых эмоциональных отношений к родителям). При формировании коммуникативной компетентности медицинского работника Стюарт и Сандин (1995) рекомендуют использовать след. 4 стадии установления, развития и завершения контакта с пациентом: 1-я (предварительная) стадия начинается и заканчивается еще до встречи с пациентом, здесь собирается необходимая информация о пациенте, планируется первая встреча с ним. На 2-й (ориентировочной) стадии происходит первая встреча с пациентом и выясняется причина обращения за помощью. Здесь необходимы создание атмосферы доверия, понимания, признания и открытого сотрудничества, а также разработка договора, контракта с пациентом. 3-я (рабочая) стадия преследует цель помочь пациенту справиться с тревогой, повысить его самостоятельность и ответственность за себя. На этой стадии важно развить конструктивные механизмы сотрудничества. Иногда П. к. «обрывается», что свидетельствует о неудаче, постигшей психотерапевта в конкретном случае его профессиональной деятельности. 4-я стадия - завершающая, на к-рой психотерапевт и клиент могут принять решение о выходе из П. к. После принятия решения совместно оценивается продвижение вперед, насколько удалось достичь поставленных целей. В психотерапии завершение П. к. имеет специальное ритуальное оформление. На этой стадии у пациента надо повышать чувство независимости от других. Полезно помочь ему подготовиться к окончанию взаимодействия уменьшением числа встреч или изменением их места. Лит.:Клиническая психология. Словарь… М., 2006; Творогова Н. Д. Общение: диагностика и управление. М., 2002. Н. Д. Творогова Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|