Профессиональная позиция во взаимодействии

(от лат. positio - точка зрения, принцип, положенный в основу поведения, действий) - система устойчивых отношений профессионала к существенным аспектам своей деятельности, проявляющаяся в соответствующем поведении при О. Для представителей социономических профессий центральным отношением, структурирующим профессиональную позицию (П. п.), выступает отношение к др. людям как объектам своего труда. П. п. во взаимодействии - это самост. выбор личности, результат профессионального самоопределения, поэтому: 1) взрослого (в отличие от ребенка) фактически невозможно «поставить» в опр. позицию, - он занимает ее самостоятельно и добровольно; 2) изменить позицию др. можно только через трансформацию собственной позиции; 3) профессионала отличает умение не только действовать с опр. позиции, но и умение перестраивать ситуацию взаимодействия (или регулировать ожидания партнера) т. о., чтобы общая ситуация взаимодействия оставалась продуктивной, соответствующей цели деятельности. П. п. тесно взаимосвязана с др. видами позиций: социальной, личностной, ролевой. Социальная позиция или профессиональный статус - это место профессионала в социальной структуре, являющееся результатом разделения труда и регламентирующее стиль поведения. Профессиональный статус связан с системой ожиданий, предъявляемых профессионалу как обществом в целом, так и отдельными группами. Личностная позиция профессионала - это отношение субъекта к своему профессиональному статусу, к-рое выполняет мотивационную функцию и задает направление деятельности (либо на сохранение существующего статуса, либо на его изменение). Мотивы могут соответствовать объективным требованиям деятельности или вступать с ними в противоречие. В связи с этим позиция может быть адекватной или неадекватной (особенно если мотивы не осознаются). П. п. как отношение личности - это интегральное образование, представляющее собой единство 3 компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Ролевая позиция профессионала является конкретизацией общей П. п. в актуальной ситуации взаимодействия. Для ее описания используются также термины «роль», «модель», «коммуникативная установка» и др. Многие классификации П. п. основаны именно на их ролевом, самом динамичном компоненте. Так, А. К. Маркова выделяет около 30 пед. позиций или типов учителей («гражданин», «оптимист», «индивидуальность», «мастер», «творец», «новатор», «диагност», «консультант», «психолог» и др.). Этого же принципа придерживаются в своей классификации В. А. Кан-Калик и Н. Д. Никандров, выделяя модели О. педагога с классом («дирижер», «зеркало», «режиссер» и др.). П. п. типологизируются на основании ведущей стороны взаимодействия: деятельности (субъект-объектное взаимодействие) или О. (субъект-субъектное взаимодействие). Так, на основании отношения к цели деятельности партнеры могут выступать как «соперники» или как «сотрудники». Сотрудники, в свою очередь, могут занимать позиции «ведущего» (лидера) - «ведомого» (в условиях самост. определения содержания и способов деятельности) и позиции «исполнителя» и «контролера» (в условиях заданного содержания и способов деятельности). На основании характера действий, используемых для достижения цели деятельности, позиция может быть наступательной, оборонительной или выжидательной. Среди типологий П. п., опирающихся на субъектсубъектное взаимодействие, известна модель трансактного анализа Э. Берна. Развивая идеи психоанализа, он полагает, что межличностные отношения определяются 3 эго-состояниями или позициями во взаимодействии: «Взрослый», «Ребенок» и «Родитель». Реализация конкретной позиции предполагает и разл. характер «пристройки» к партнеру по взаимодействию: «сверху» (с позиции Родителя), «снизу» (с позиции Ребенка») и «рядом» (с позиции Взрослого). Т. о., каждая ситуация взаимодействия может быть описана как разл. сочетания занимаемых партнерами позиций. Выделяются 2 осн. вида трансакций: дополнительные, при к-рых ситуация взаимодействия развивается как согласованная, и пересекающиеся, при к-рых ситуация превращается в конфликтную. На основе базовой модели Э. Берна можно выделить 2 осн. П. п. во взаимодействии психолога в образовании: позиция «поддержки» (или позиция «над», потому что в поддержке нуждается что-то падающее, слабое) и позиция «сопровождения» (позиция «рядом», предполагающая содействие, соучастие, включенность психологов в пед. процесс). П. п. большинства педагогов по отношению к учащимся рассматривается как неконструктивная «над-позиция» (Е. Г. Юдина): с одн. стор., это отношение к сознанию ребенка как tabula rasa, с др. - отношение педагога к собственным знаниям, умениям и личностным качествам как к эталонным во взаимодействии с ребенком. В рос. психологии интерес к П. п. обусловлен необходимостью организации эффективного сотрудничества специалистов смежных профессий, решением проблем профессионального самоопределения представителей «новых» профессий (практического психолога, социального педагога и др.). При анализе П. п. используются разные подходы. 1) деятельностный (А. Г. Лидерс). Выделяют 2 осн. компонента - ведущую деятельность профессионала и онтологическую категорию, сквозь к-рую рассматривается клиент; 2) акмеологический (И. В. Дубровина) рассматривает П. п. как составляющую субъективной стороны деятельности, определяющей профессиональную компетентность; 3) миссийный подход (В. Т. Кудрявцев) и др. Лит.: Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество М., 1990 ; Лидерс А. Г. Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту // Журн. практич. психолога, 2005, № 4.; Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996; Юдина Е. Г. Позиция педагогов: авторитаризм или партнерство // Вопр. психологии. 2005, № 4. Е. И. Медведская

Просмотров: 2233
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • Жизненная позиция личности
  • Жизненная позиция личности
  • Жизненная позиция личности
  • Жизненная позиция личности
  • ИНДЕКС СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ (ISP)
  • Индекс социальной позиции
  • ПОЗИЦИЯ
  • ПОЗИЦИЯ
  • ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ
  • ПОЗИЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
  • ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
  • ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
  • ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
  • ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
  • ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
  • Позиция
  • Позиция
  • Позиция социальная
  • Позиция социальная
  • Позиция социальная
  • Позиция социальная
  • Профессиональная позиция
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ (ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ)
  • Социальная позиция
  • Социальная позиция
  • Социальная позиция (SOCIAL POSITION)
  • УСТАНОВКА, НАСТРОЙ, ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ
  • жизненная позиция личности
  • позиция (в психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь