Опросник «Атрибутивное сопровождение общения»

(АСО). А. И. Тащева. Предназначен для диагностики особенностей восприятия людьми любого возраста себя и значимых для них людей в межличностных отношениях (супружеских, родительско-детских, детско-родительских, дружеских, деловых и пр.). Основой для построения опросника является позиция Г. М. Андреевой о принципах изучения атрибуции: объяснение ее в широком психол. и социальном контекстах, в условиях реального человеческого О.; нелокализуемость реального атрибутивного процесса в рамках феноменального поля отдельного индивида. Цели определяют содержание и вариант конкретного опросника. Клиент характеризует себя и значимого другого с 2 позиций: как личностей и, как субъектов конфликтного взаимодействия. Важно, чтобы план описания был единообразным и, чтобы вопросы были открытыми. Если опросник заполняют все участники конфликта, то получаемый материал оказывается еще более информативным за счет возможности сравнения ответов субъектов. Меняя набор субъектов, к-рых характеризует респондент, можно исследовать особенности его самовосприятия и межличностного восприятия в любых значимых для него отношениях. Обработка результатов осуществляется методом контент-анализа по эмоционально-оценочным и содержательным категориям. Эмоционально-оценочная характеристика восприятия человеком себя и других называется автором генерализацией восприятия, к-рая является своеобразной призмой, позволяющей личности оценивать себя, близких, посторонних людей и людей вообще как личностей и как субъектов конфликтного взаимодействия. Осн. показателем этой перцептивной характеристики является уровень позитивности генерализации восприятия человеком себя и других. Эта характеристика может варьировать в широких пределах: от абсолютно позитивной до крайних проявлений негативной. Внутр. факторы, обусловливающие становление генерализации восприятия: пол, возраст, национальность, вероисповедание, состояние соматического и психол. статусов человека. Внеш. факторы: традиции семейного воспитания и пережитой опыт формирования личности вне семьи. Для конкретного человека этот показатель является константным, в существенной мере характеризует личность и выполняет как минимум 2 функции: является простым и достоверным критерием принятия личностью себя и других и, представляет собой психол. механизм социальной адаптации человека, способ психол. коррекции его многих индивидуальных и межличностных психол. проблем. Анализ содержания ответов: общее количество использованных слов; характеристик, приписываемых себе, каждому из характеризуемых объектов; процентное содержание атрибуций (социально-демографические, социально-экономические, физические, психологические, социально-психологические и пр.). Обычно в список значимых людей включаются 3-7 человек: сам опрашиваемый, близкие люди, «враги»; редко - только сам опрашиваемый. Если человек в кач. наиболее значимых для него людей не назвал себя, либо ни одного субъекта не охарактеризовал преим. негативно/позитивно, то в диагностических и коррекционных целях рекомендуется провести дополнительный опрос. Опросник позволяет: 1) выявлять осознанные и бессознательные установки респондента на себя и значимых других; 2) фиксировать уровень позитивности генерализации восприятия респондентом себя и значимых других как личностей и как субъектов конфликтного взаимодействия; 3) констатировать дисгармонии в эмоциональном отношении респондента к себе и значимым другим. Лит.: Актуальные проблемы психологической диагностики. Ростовн/Д, 2001. А. И. Тащева

Просмотров: 1904
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • «Аффекты на себя»
  • «ДЛЯ СЕБЯ»
  • Автор как переводчик себя
  • Взаимодействия теория восприятия
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ТЕОРИЯ (ВОСПРИЯТИЯ)
  • ДЛЯ СЕБЯ
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • Дом-пансионат для пожилых людей и инвалидов
  • ЗНАНИЕ СЕБЯ
  • ИНТЕРНАТ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКИ НЕПОЛНОЦЕННЫХ ЛЮДЕЙ
  • КЛАСС «В СЕБЕ» И КЛАСС «ДЛЯ СЕБЯ»
  • КЛАСС В СЕБЕ И КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • КЛАСС В СЕБЕ и КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • Направленный на себя
  • Напускать на себя
  • Образ себя
  • Опросник для диагностики структуры эмоциональности в профессионально-педагогической деятельности
  • ОРИЕНТАЦИЯ НА ЗАДАЧУ, СЕБЯ, ДРУГИХ
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЕБЯ ВНЕ ТЕЛА
  • Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей
  • Речь эгоцентрическая, или «речь для себя»
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Специальный жилой дом для пожилых людей
  • УМЕНИЕ СЛУШАТЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
  • Уход от себя
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь