Нарушения общения при органических поражениях коры головного мозга

- традиционно предполагают нейропсихол. анализ разл. форм афазий. Афазия - нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющие собой системное расстройство разл. видов речевой деятельности. Подход к речи с позиции ее генетического и истор. происхождения открывает структурные и функц. отношения между речью и О. Первоначально речь выступает как результат деятельности (в частности трудовой) людей и их взаимодействия, и только в них речь приобретает специальную функцию О., к-рая реализуется в 2 видах - в сообщении и в воздействии на других и себя. А уже потом и поэтому речь приобретает функции регулирования, планирования и контроля собственной деятельности (Цветкова, 2002). В нейропсихол. исследованиях нарушения и восстановления речи, О. обнаружены многочисл. факты их тесного и очень сложного взаимодействия как структурного, так и функционального (Лурия, Цветкова, 1966, 1973; Цветкова, 1995, 2002). К такому пониманию взаимодействия речи и О. исследователи пришли на основе эксперим. нейропсихол. исследования нарушений высших психич. функций (ВПФ), в т. ч. и речи при афазии. Субъектом О. речь используется в кач. средства для достижения какой-либо цели, опр. результата в процессе О., реализующегося с помощью не только вербальных, но и невербальных средств. Речь, высказывание никогда не осуществляются без мотива, намерений, интенций и активности. Выделяются разные уровни подготовки и реализации речевого О., большое значение имеют общее состояние организма человека и его психики, их готовность к реализации мотива, намерения к достижению цели. Такое представление об О. было подтверждено в нейропсихол. исследованиях. В них также показано, что, во-первых, не все формы афазии, несмотря на нарушения речи, ведут к первичному нарушению О., во-вторых, что деятельность О. нарушается и при сохранности речи и, в-третьих, что О. нарушается при нарушении личности больных при, казалось бы, полной сохранности речи. Рассмотрим эти положения при разных формах афазии и, следовательно, и при разных по локализации очагах поражения мозга. При таких поражениях имеют место первичное нарушение О., вторичное; может наблюдаться и сохранность О., несмотря на нарушение речи. Так, при динамической афазии (нарушение верхне-задних отделов лобной коры мозга) речь сохранена (учитывается как состояние сенсомоторных уровней организации речи, так и семантики речи). Однако больные не пользуются ею, и О. как деятельность и как коммуникация при этой форме патологии грубо нарушается. В основе этой формы афазии и нарушения О. лежит нарушение личности (нарушены мотив, намерения, отсутствует цель, страдает активность). У данной категории больных сохранность речи и нарушения личности, ее активности обнаруживаются при преодолении дефекта в процессе восстановительного обучения. Противоположная картина нарушения речи и состояния деятельности О. наблюдается при семантической афазии, возникающей при поражении зоны TPO (TemporalisParietalis-Occipitalis). В этом случае у больных первично деятельность О. сохранена, сохранена личность (мотив, намерения, потребность в О. даже компенсаторно усиливаются), сохранена общая активность и активность О., проявляющаяся в усилении др. формы О. - невербальной. Невербальное О. использует такие средства, как мимика (движение и выражение глаз, движении бровей и др.), движение рук (жесты) и тела (проксемика), интонация, голосовые реакции, пение и др. При нарушениях речи эти невербальные средства выступают в своем единстве как самост. форма О., реализуя как функцию контакта, коммуникации (передачи и приема информации), так и в целом О. В основе вторичного нарушения О. при семантической афазии лежит первичное нарушение семантики языка и речи. Эти 2 формы афазии указывают на важнейшую роль речи, но как одного из средств О. Важным для осуществления О. оказалась сохранность личности больного, его общей и речевой активности, интенций речи и деятельности О. Все это нарушено при динамической афазии (вследствие чего нарушено и О., такие его составляющие как контакт, коммуникация) и сохранено при семантической форме афазии. При семантической афазии первично нарушена речь, а О. - контакт, коммуникация (только как прием и понимание информации, но не как ее передача) сохранены. Соотношение речи и О., как уже отмечалось, сложно и многогранно. Л. С. Выготский (1956, 1982) писал, что звук, оторванный от мысли, от значения перестает быть звуком человеческой речи. Он же писал, что О. основано не только на намеренной передаче информации, прежде всего мыслей и переживаний, но и на их понимании. Все это требует опр. средств. Таким средством в речи является семантика - сохранность (или нарушение) предметной отнесенности слова, его значения и смысла. Речь, являющаяся главным средством О. человека, должна быть сохранена не только со стороны сенсомоторной, но и семантики, к-рые во взаимодействии и несут мысль. В тех формах афазии, при к-рых речь, казалось, полностью сохранена (динамическая афазия) при нейропсихол. исследовании обнаруживается нарушение в семантике, а именно - нарушение смысла, к-рое, как показывает восстановительное обучение, часто выявляется в синдроме нарушения личности таких больных. При семантической афазии нарушается понимание значения логико-грамматической стороны речи, что вторично влияет на содержание О., делая его в речевом плане или грубо нарушенным или затрудненным. При поражениях лобных долей мозга речь формально сохранена со стороны сенсомоторной ее составляющей, но со стороны семантики она грубо нарушена из-за дефектов понимания смысла, но при этом способность говорить сохранена, а О. нарушается из-за нарушений приема и передачи смысла сообщения, в основе к-рого лежат дефекты личности и мышления. Именно поэтому следует говорить о речи не только как о средстве О., но и как о самост. сложной деятельности, тесно связанной с мышлением. Обнаруживается значимое участие в деятельности О. не только сенсомоторной - произносительной (экспрессивной) стороны речи, но и ее семантики, а также мышления и личности, к-рые совместно участвуют в формировании и передаче не только информации, но и мысли, стоящей за ней. Невербальные средства коммуникации, хорошее владение мимикой, жестами и проксемикой при сохранной речи играют роль усиления и уточнения содержания и смысла речи, а также передают и отношение говорящего и слушающего к высказыванию. Лит.: Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ решения задач. М., 1966; Цветкова Л. С. Афазиология - современные проблемы и пути их решения. М., 2002; Она же. Восстановление высших психических функций. М., 2004. Л. С. Цветкова

Просмотров: 2858
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • "F80" Специфические расстройства развития речи и языка
  • "F80.8" Другие расстройства развития речи и языка
  • F80.1 Расстройство экспрессивной речи
  • F80.1 Расстройство экспрессивной речи.
  • F80.2 Расстройство рецептивной речи
  • F80.2 Расстройство рецептивной речи.
  • F80.9 Расстройства развития речи и языка неуточненные
  • F80.9 Расстройство развития речи, неуточненное.
  • «ДВОЯКИЕ РЕЧИ»
  • Афазия у детей (расстройства развития речи)
  • ВАРИАТИВНОСТЬ ЯЗЫКА / РЕЧИ
  • Вариативность языка / речи
  • Деланная речь (наигранность речи)
  • Единство мышления и речи, общения и познания
  • ЗВУК РЕЧИ
  • КАЧЕСТВА РЕЧИ (КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ)
  • КИНЕСТЕЗИЧЕСКАЯ ФОРМА РЕЧИ
  • Методы исследования речи психолингвистические
  • ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР)
  • ОСНОВНЫЕ СИНДРОМЫ НАРУШЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (ВПФ) ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  • Понимание речи
  • Психодиагностическое общение: контент-анализ письменной речи
  • Психодиагностическое общение: контент-анализ устной речи
  • РЕЧИ НАРУШЕНИЯ
  • Речи нарушения
  • Речь: готовность (готовность к речи)
  • СВЯЗАННОЕ С РАЗВИТИЕМ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ
  • СОЦИАЛЬНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ ЯЗЫКА/ РЕЧИ
  • Социальная вариативность языка / речи
  • Функции речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь