Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению»

(СОП). А. Н. Орел. Стандартизированный тест-опросник, предназначен для измерения готовности (склонности) подростков к реализации разл. форм отклоняющегося поведения. Методологическая основа - подход, при к-ром в девиантном поведении выделяют след. аспекты: социальный, психологический, психиатрический, этнокультурный, возрастной, гендерный, профессиональный и феноменологический. Психол. подход рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Опросник СОП представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психол. содержания комплекса, связанных между собой форм девиантного поведения, т. е. социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности респондента давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы. Методика учитывает мужские и женские варианты ответов. Опросник состоит из 97 суждений, к-рые группируются по след. шкалам: 1) Шкала установки на социальную желательность (служебная шкала). Предназначена для измерения готовности респондента представлять себя в наиболее благоприятном свете с т. зр. социальной желательности; 2) Шкала склонности к преодолению норм и правил. Измеряет предрасположенность респондента к преодолению каких-либо норм и правил, склонность к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения; 3) Шкала склонности к аддиктивному поведению. Измеряет готовность респондента реализовать аддиктивное поведение; 4) Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Измеряет готовность респондента реализовать разл. формы аутоагрессивного поведения. Объект измерения, очевидно, частично пересекается с психол. свойствами, измеряемыми шкалой 3; 5) Шкала склонности к агрессии и насилию. Измеряет готовность респондента к реализации агрессивных тенденций в поведении; 6) Шкала волевого контроля эмоциональных реакций. Измеряет склонность респондента контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. (Эта шкала имеет обратный характер); 7) Шкала склонности к деликвентному поведению. Название шкалы носит условный характер, т. к. она сформирована из утверждений, дифференцирующих «обычных» подростков и лиц с зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами. Данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к реализации деликвентного поведения. Выражаясь метафорически, шкала выявляет «деликвентный потенциал», к-рый лишь при опр. обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка. Необходимо также учитывать, что содержание и структура деликвентного поведения у юношей и девушек существенно отличаются и, соответственно, различаются пункты, входящие в шкалу деликвентности для женского и мужского видов методики. Лит.: Орел А. Н. Определение склонности к отклоняющемуся поведению // Социальная психология девиантного поведения. Учеб. пособие для вузов / Под ред. Ю. А. Клейберга. М., 2004. Ф. С. Сафуанов

Просмотров: 16274
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • АВРУЦКОГО-ЕНИКЕЕВА ШКАЛА ОЦЕНКИ РЕМИССИЙ ПРИ ШИЗОФРЕНИИ
  • Векслера шкала интеллекта для детей
  • ВЕКСЛЕРА, ШКАЛА ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ДЕТЕЙ (WISC)
  • ДУШЕВНЫЕ СКЛОННОСТИ
  • КАЛИФОРНИЙСКАЯ ШКАЛА (ШКАЛЫ) РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦА
  • МАСКУЛИННОСТИ-ФЕМИНИННОСТИ, ШКАЛА (МФ ШКАЛА)
  • Маскулинности-фемонности шкала (МФ шкала)
  • Методика «Шкала дифференциальных эмоций»
  • Методика «Шкала состояний»
  • Новорождённых шкала оценки поведения
  • НОВОРОЖДЕННЫХ, ШКАЛА ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ
  • Опросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении
  • Опросник для изучения копинг-поведения
  • Опросник для учителя по наблюдению школьного поведения
  • Опросник патохарактерологический диагностический для подростков
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СКЛОННОСТИ
  • СКЛОННОСТИ
  • Склонности
  • Склонности и способность
  • ТЕСТ ДЛЯ МЛАДЕНЦЕВ (ШКАЛА)
  • ШКАЛА БОГАРДУСА (ШКАЛА СОЦ. ДИСТАНЦИИ)
  • Шкала для оценки посттравматических реакций Миссисипская
  • Шкала измерения
  • ШКАЛА ИЗМЕРЕНИЯ
  • Шкала измерения потребностно-мотивационного профиля референтности группы
  • ШКАЛА ЛАЙКЕРТА (ШКАЛА СУММАРНЫХ ОЦЕНОК)
  • шкала наименований (номинальная шкала)
  • ШКАЛА УСТАНОВОК
  • ШКАЛА УСТАНОВОК
  • ШКАЛА, УПОРЯДОЧЕННОГО ИЗМЕРЕНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь