|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева
Медиакомпетентность- интегративное качество личности, проявляющееся в готовности к выбору, использованию, критическому анализу, оцениванию, созданию и передаче медиатекстов в разл. видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме. Понятие М. является многомерным, т. к. в нем представлены и знания, и способы деятельности, и личностные свойства, оно функционирует в рамках не одной, а неск. смежных науч. областей и носит междисциплинарный характер. М. многофункциональна, поскольку овладение ею позволяет решать разл. задачи в профессиональной, социальной и повседневной жизни. М. опирается на понятия, разработанные в рамках медиаобразования: медиаграмотность (media literacy), медиакультура (media culture). Этим объясняется, что иногда медиакомпетентность понимается как синоним медиаграмотности, напр.: медиакомпетентность/медиаграмотность (media competence/media literacy) - «способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения (messages) в разл. формах». Во многих зарубеж. исследованиях медиакомпетентности это понятие преим. сводится к его деятельностному аспекту. Напр., под медиакомпетентностью понимается способность к «квалифицированному, самостоятельному, творческому и социально-ответственному действию по отношению к медиа». В др. исследовании выделяется 5 блоков умений, лежащих в основе формирования медиакомпетентности, в т. ч., отбор и использование того, что могут предложить медиа; разработка своего собственного медиапродукта и др. Медиакомпетентность как интегративное качество личности проявляется через показатели: мотивационный (мотивы контакта с медиа и медиатекстами); контактный (частота О./контакта с медиатекстами); информационный (знания теории медиакультуры, массовой коммуникации); перцептивный (способности к восприятию медиатекстов); интерпретационный/оценочный (умения критически анализировать процесс функционирования медиа в социуме и медиатексты); практико-операционный - умения выбирать медиа и медиатексты, создавать/распространять собственные медиатексты); креативный - проявление творчества, связанного с функционированием медиа. Лит.: Вебер В. Портфолио медиаграмотности // Информатика и образование. 2002, № 8; ФёдоровА.В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям, «Инновации в образовании». 2007, № 10. Т. Н. Носкова Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|