Логоневроз

невротическая форма заикания, при к-рой у человека нет стабильно труднопроизносимых звукосочетаний, а заикание проявляется исключительно в сложных для него ситуациях общения. При этом заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Недугом нарушения речевой коммуникации в форме логоневроза страдает 2,5-3 % населения. Осн. симптом заикания - судороги мышц речевого аппарата. Речевые судороги возникают только в момент речи или при попытке начать говорить и выражаются в непроизвольном сокращении мышц речевого аппарата. До настоящего времени в литературе нет единой т. зр. на то, почему дети начинают заикаться. Но практически все исследователи выделяют ряд факторов, имеющих значение при появлении заикания: 1) Опр. возраст ребенка. Обычно первые признаки заикания появляются в возрасте 2-6 лет именно в этом возрасте речевая система находится в стадии интенсивного развития и поэтому является избирательно чувствительной к влиянию вредоносных факторов. 2) Состояние центральной нервной системы ребенка. У нек-рой части заикающихся в работе головного мозга отмечаются серьезные недостатки. Как правило, они являются следствием внутриутробных, родовых и ранних послеродовых заболеваний и травм центральной нервной системы. Речь заикающихся может быть то совсем нормальной, то вдруг наступает резкое ухудшение, к-рое можно связать с эмоциональным напряжением, утомлением или заболеванием ребенка. 3) Индивидуальные особенности речевого развития. Большое значение в появлении заикания имеет темп речевого развития, - интенсивное развитие фразовой речи в 3,5-4,5 года может способствовать появлению заикания. Кроме того, активное введение в О. второго языка в 1,5-2,5 года, когда ребенок еще в силу возрастных особенностей не овладел в достаточной степени родным языком, связано с большим психич. напряжением. Для некрых детей это безусловно патогенный фактор. 4) Наличие психич. травматизации. Отмечено, что именно вскоре после перенесения острой психич. травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у детей, имеющих опр. особенности нервной системы, могут появиться запинки судорожного характера. 5) Генетический фактор. Повидимому, по наследству передается опр. неполноценность слабость центральных речевых механизмов, к-рые повышенно подвержены воздействию факторов риска. Генетическая предиспозиция проявляется только при наличии дополнительного патологического вредного воздействия. 6) Пол ребенка. По данным разных авторов, у мальчиков заикание встречается в 2-4 раза чаще, чем у девочек. Механизм этого явления до конца не ясен. Исследователи отмечают среди мальчиков и больший процент левшества. Нек-рые авторы рассматривают левшей как группу риска в плане возникновения заикания. У большинства логоневроз проявляется во многих ситуациях, к-рые именно для них являются сложными. Оценка степени тяжести логоневроза складывается из 2 показателей: 1) числа ситуаций в к-рых человек заикается, 2) силы проявления логоневроза. В совр. исследованиях заикание предстает, прежде всего, как нарушение системы О., приводящее к изменениям личности заикающегося. Пациенты с логоневрозом обычно характеризуются след. личностно-поведенческими особенностями: заниженной самооценкой, пассивно-оборонительным поведением, изменениями в когнитивной сфере (искаженное представление о себе как субъекте О., объяснение своих коммуникативных проблем из факта наличия заикания, а не личностных особенностей), неверием в возможность излечения. Ю. Б. Некрасова, ссылаясь на данные В. С. Ротенберга и Г. Аммона, подчеркивает, что в наиболее тяжелых случаях недуга эти изменения ведут к утрате чувственного контакта с людьми, интегрированности с миром и отказу от поисковой активности, что ставит проблему восстановления нарушенного О. через глубинное преобразование личности. Процесс восстановления предполагает перестройку личности из «больной», неуверенной в себе, коммуникативно ограниченной - в здоровую, наделенную новыми чертами, позволяющими ей стать коммуникабельной, социально активной. В то же время многие специалисты отмечают, что большинство пациентов (а) быстро прекращают занятия с логопедом, с возрастом все более адаптируясь к своему дефекту, или же (б) стремятся переложить на плечи своего лечащего врача и личные проблемы, связывая их с их заиканием. Как отмечают в своем исследовании английские психотерапевты L. Rustin и A. Kurn (199 2), имеются пациенты, уверенные в своей невосприимчивости к лечению, а также такие, кто использует речевой дефект и как средство защиты, и как средство нападения - с целью обидеть др. человека. Рассматривая заикание в связи с нарушением О. в целом, и весь цикл лечебного перевоспитания также можно рассматривать как модель процесса социореабилитации в целом. Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006; Некрасова Ю. Б. Лечение творчеством. М., 2005; Поварова И. А. Заикание: диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи. СПб., 2005; Сикорский А. И. О заикании. 1889; Шкловский В. М. Заикание. М., 1994. Е. А. Корабельникова

Просмотров: 3977
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • F98.5 Заикание.
  • Гемангиоматоз центральной нервной системы
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым в раннем возрасте. Л. Н. Галигузова
  • Дубровского метод лечения заикания
  • ЗАИКАНИЕ
  • ЗАИКАНИЕ
  • ЗАИКАНИЕ
  • ЗАИКАНИЕ
  • ЗАИКАНИЕ
  • ЗАИКАНИЕ
  • ЗАИКАНИЕ (логоневроз)
  • ЗАИКАНИЕ РЕСПИРАТОРНОЕ
  • ЗАИКАНИЕ СМЕШАННОЕ
  • ЗАИКАНИЕ ТОНИЧЕСКОЕ
  • ЗАИКАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ
  • ЗАИКАНИЯ ВИДЫ
  • Заболевания центральной нервной системы (ЦНС) сосудистые
  • Заикание
  • Заикание
  • Заикание
  • Заикание
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • НАРУШЕНИЯ ПСИХИКИ ПРИ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • НАРУШЕНИЯ ПСИХИКИ ПРИ СОСУДИСТОЙ ПАТОЛОГИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
  • ПРОВОДЯЩИЕ ПУТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • РАССТРОЙСТВО РЕЧЕВОГО ИЛИ ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ (МКБ 315.3)
  • Расстройство речевого или языкового развития
  • СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь