Консультирование психологическое - диалогический подход

О. между консультантом и клиентом, характер их взаимоотношений является важнейшим моментом в практике психол. консультирования, в большой степени определяющим его эффективность или неэффективность. Осознание этого обстоятельства в полной мере содержится уже в работах основоположника совр. психотерапии и консультирования З. Фрейда. Дальнейшие подходы, развиваемые как в русле психоаналитического учения, так и противопоставившиеся ему, видят во взаимоотношениях клиента и консультанта не меньшее, а иногда и большее значение, усматривая в этом О. ведущий фактор психол. помощи. Так, большинством направлений К.п. предполагается, что коррекция личностных проблем клиента требует их осознания, актуализации, и - поэтому - предполагает процесс особым образом организованного О. со специалистом - психологом или психотерапевтом - в ходе к-рого проявление и осознание значимого личностного материала становится возможным (отсюда понятие «рабочего альянса», «психотерапевтического контакта» и т. п.). Использование понятия «диалог» в психол. практике связано с прямым влиянием филос.-антропологических идей М. М. Бахтина и М. Бубера. Представление о коммуникации как о диалоге исключает какие-либо наивно-натуралистические толкования личности как некоего себетождественного, «самодостаточного» бытия. Наоборот, согласно этой концепции человеческое Я, переживаемое изнутри, в своем «Я - для себя» всегда незавершенно и дефицитарно, лишено «алиби в бытии» и нуждается в «другом» как условии своего узнавания, подтверждения и оправдания. Всякие попытки найти это определение себя, это подтверждение и оправдание изнутри себя - при невозможности-неспособности обратиться к «другому» - заведомо обречены на неудачу даже при самой изощренной рефлексии и полном отсутствии каких-либо внутр. «цензурных» ограничений. Можно выделить как минимум 2 толкования понятия «диалог» - более общее и более узкое. 1) Диалог как нек-рая общечеловеческая реальность, как, с одн. стор., предпосылка, изначальное условие человеческого сознания и самосознания и, с др. стор., как осн. форма их реализации. Всякий осмысленный акт человека, помимо своего непосредственного прагматического значения, является одновр. как бы репликой нек-рого глобального диалога актом согласия, несогласия, вызова, поддержки и утверждения тех или иных смыслов и ценностей и т. п. В этом плане может быть по-своему диалогичным даже избегание всякого самовыражения и последовательная невключенность в диалог как проявление нежелания человека в него вступать, как последовательное «нет» всяким попыткам самоопределения. 2) Диалог - в более узком своем значении - понимается как конкретное событие О., при к-ром происходит «размыкание» ценностного мира человека, его самообнаружение в конкретном взаимодействии, в ответ на соответствующий посыл партнера. Здесь происходит нек-рый «прорыв» личностей навстречу друг другу, фиксируемый в филос. контексте таким, в частности, понятием, как «Я-Ты отношение» (М. Бубер). Диалогический уровень О. предполагает свободное вхождение в него. И точно так же при наличии диалогического посыла со стороны партнера по О. от диалога можно устраниться: свободно его избегать, прибегая к разнообразным формам сопротивления и защиты. Поэтому в ходе консультирования такое О. не может быть «срежиссировано», организовано одним лишь консультантом, пусть и сколь угодно опытным и способным. Оно предполагает серьезную встречную активность клиента. Психолог-консультант - разумеется, в той мере, в какой он сам готов к диалогу - побуждает к нему клиента, но вхождение в диалог - как и избегание его - есть результат опр. выбора, в к-ром человек свободен и автономен, - тут его суверенная «территория». Для психолога здесь важна не столько та конкретная форма, в к-рой выражается в данный момент самоопределение клиента, значение сказанных слов, сколько общий, суммарный вектор его воли в ситуации консультирования - его диалогическая интенция. Лит.: Воробьева Л. И. Диалог и коммуникация // Моск. психотерапевтич. журн., 2006, № 2; Копьев А. Ф. Взаимоотношение «Я»-«Другой» и его значение для практической психологии // Моск. психотерапевтич. журн., 1999, № 2; Он же. О диалогической природе психотерапевтического опыта // Культурно-историческая психология. Межд. науч. журн. 2007 г., № 1; Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 2003. А. Ф. Копьев

Просмотров: 2175
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Автор как переводчик себя
  • Возникновение психологии как науки
  • Второе значение образования как результата
  • Диалог как духовное общение: концепция Т. А. Флоренской
  • Заработная плата как форма стоимости рабочей силы
  • Игра как форма общения
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • МЫШЛЕНИЕ КАК «ВНУТРЕННЯЯ» АКТИВНОСТЬ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Общение как процесс
  • Педагогическое общение : диалог и его виды
  • Перевод как речевой акт
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРОБЛЕМНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ КЛИЕНТА (О СУТИ ЕГО ПРОБЛЕМЫ)
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Социализация как процесс
  • Социализация как результат
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Убеждение, как форма деятельности
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • Человек как ученый
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь