|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева
Коммуникационная ошибка: видыСуществуют след. виды коммуникационной ошибки (К. о.): 1) собственно К. о. - обусловлены заблуждениями, упущениями или неосведомленностью субъекта, к-рые сказываются на результатах формирования коммуникационного намерения (целей и задач коммуникации) и планирования его реализации в коммуникационной деятельности; 2) коммуникационные пробелы - имеют отношение к мнемической деятельности субъекта, обеспечивающей его коммуникацию. Они заключаются в погрешностях процессов памяти, обеспечивающих запоминание, сохранение и воспроизведение коммуникационного намерения и плана коммуникационной деятельности; 3) коммуникационные оплошности - связывают ментальный и операциональный уровни коммуникации. Они возникают на этапе выполнения запланированной последовательности коммуникационных действий в процессе решения коммуникационных задач и движения к конечной цели коммуникации. Кроме этого существуют латентные и активные К. о. Латентные К. о. скрыто существуют в текущей коммуникации, и, как правило, переносятся в актуальную коммуникационную ситуацию из прошлых, завершившихся ситуаций О. (напр., неуместное использование всевозможных коммуникационных шаблонов и клише, неадекватные коммуникационные установки по отношению к партнеру, неоправданные приемы воздействия и проч.). Своевременно непроработанные и неисправленные латентные К. о. имеют тенденцию закрепляться в индивидуальной коммуникационной деятельности субъекта в форме непродуктивных стратегий коммуникации и характеризуют стилевые особенности коммуникационной деятельности. Активные К. о. - непосредственные коммуникационные действия, не соответствующие целям и задачам коммуникации. Активные К. о. подразделяют на 3 типа, связанные с правилами, знаниями и навыками. 1) К. о., связанные с правилами, характерны для процессов решения стандартных коммуникационных задач и проявляются в неверном выборе правила или процедуры коммуникации. 2) К. о., связанные со знаниями, возникают в нестандартных, сложных, нерегламентированных коммуникационных ситуациях, для к-рых не могут быть установлены правила и алгоритмы (этот тип К. о. обычно допускают индивиды с недостаточным уровнем развития коммуникативной компетентности и небогатым опытом О.). 3) К. о., связанные с навыками, возникают при чрезмерной или недостаточной мотивации О. Чрезмерная мотивация заставляет индивида сознательно контролировать процесс коммуникации на всех его этапах, что может привести к сбою, десинхронизации О., изменить его структурно-динамические характеристики, т. к. коммуникационный процесс, основанный на реализации автоматизированных навыков, не нуждается в постоянном контроле. Недостаточная мотивация к осуществлению успешного, продуктивного О. также приводит к возникновению К. о. в силу того, что лишает О. интенциональности - одной из его базовых характеристик, к-рая обеспечивает стабильное, интенсивное взаимодействие субъектов на протяжении всего коммуникационного процесса в его развитии от постановки коммуникационной задачи до получения коммуникационного результата. Лит.: Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. М., 2007; Reason J. Human Error. Cambridge, UK, 1990. Е. В. Цуканова Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|