– одно из центральных понятий коррелятивной онтологии, в котором конкретизируется понятие коррелята (соотношения). Достаточно распространено гносеологическое различение объекта и предмета, но мы придаем понятию предмета онтологическое значение. И, исходя из онтогносеологического принципа, пытаемся ответить на вопрос: на каком основании в процессе исследования модет быть выделен из объекта предмет? П. есть конечное множество, выделяемое из бесконечного сущего в процессе взаимодействия. Гносеологическое выделение предмета человеком предстает как частный случай такого онтологического взаимодействия. Сущее, из которого выделяется П., может выступать и как объект и как субъект. Основания такого выделения также могут быть и объективными и субъективными. В глубине объективного выделения лежит закон, в глубине субъективного – программа. Гарантией возможности объективного выделения П. является то, что он в определенном соотношении не обусловлен определенными характеристиками данного сущего, независим от них. Так из материального тела (объект) выделяется материальная точка как П. в том корреляте, когда поведение объекта не зависит от его формы и размеров. И в рамках этого коррелята материальная точка объективно существует, не сводится к «условному допущению». Субъективным основанием выделения П. является определенная направленность (стремление) субъективной реальности одного из взаимодействующих сущих по отношению к другому сущему. На уровне человеческого познания – это постановка задачи. Если объективное основание не позволяет реализоваться субъективному стремлению, то П. не выделяется; в человечском познании так образуемое понятие не соответствует никакому предмету и оказывается произвольным, не имеющим реального интервала применимости (или гипотетическим, предполагающим возможность предмета: «допустим, что).
- Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск. 1973. С. 229-234; его же. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 75-76,118; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 69-72; его же. Вселенная философа, глава: Чье же дело самое? СПб. 2008.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.