|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г.
Ноосфера(дословно – сфера разума) – сложная система, содержание которой отражается совокупностью естественнонаучных, философских и мировоззренческих представлений. Термин введен в 20-е годы прошлого столетия Тейяром де Шарденом и Э. Леруа, а затем интерпретирован В.И. Вернадским. В понимании французских мыслителей Н. – особая идеальная оболочка планеты, появление которой связано с развитием человеческого сознания. Вернадский с одной стороны придал этому термину вполне материалистическое значение, показав, что деятельность человеческого разума в своей реализации становится реальной геологической силой, и. стало быть, адекватное понимание развития биосферы уже невозможно без учета её взаимодействия с обществом. Но и от идеи «оболочки», говоря современным языком - информационно-энергетического поля планеты, включающего в себя воздействие разума, не отказался . Не случайно П.А. Флоренский предлагал ему вместо Н. принять термин «пневматосфера» (сфера духа). Представление об «оболочке» остается, хотя и очень правдоподобной, но пока ещё натурфилософской идеей. Факт же глобального взаимодействия природы и общества приобрел мировоззренческое значение и получил разную философскую интерпретацию.С весьма распространенной мировоззренческой позициии Н. это сфера взаимодействия природы и общества, в которой человеческий разум берет на себя общее управление в интересах человека. Это антропоцентристская позиция, онтологической основой которой является сведение отношений человека и природы к субъектно-объектным отношениям, для управления которыми достаточен чисто рациональный («поддрасчетный» по выражению Хайдеггера) подход. Но на таком пути нас ждет глобальная экологическая катастрофа. Философия развивающейся гармонии, как основа ноосферного мировоззрения, исходит из иного общефилософского и онтологического основания. В общефилософском плане Н. рассматривается как взаимодействие трех основных сторон – общества, личности и природы. В онтологическом плане, во –первых, все три сторны выступают не только как объекты, но и как субъекты. Во-вторых, признается самоценность каждой из них, и общая цель определяется не как максимальное удовлетворение человеческих потребностей, но как оптимальное взаимодействие, обеспечивающее развивающуюся гармонию Н. в целом. В-третьих, программа функционирования и развития Н. задается не только научным разумом, но взаимодополнением ценностей субъективной реальности, её сопричастности трансцендентной реальности и адекватным отражением и проектированием объективной реальности,т.е. единством души, духа и материи. Движение к Н.- единственная альтернатива глобальной катастрофе, порождаемой не просто наразумным, но в основе своей бездуховным отношением современного человека к миру и самому себе. И потому это движение требует не просто знаний и материально-технического обеспечения, но прежде всего – радикальной переоценки ценностей. - Сагатовский В.Н. Заключение: Мировоззрение для Х1Х столетия? / Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999; его же. Антропокосмизм – системообразующий принцип ноосферного мировоззрения / http:// vasagatovskij.narod.ru; его же. Ноосфера как идеал / http:/vasagatovskij.narod.ru Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|