|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г.
Диалектика(от греч. dialektike – искусство вести спор, добиваясь истины путем столкновения пртивоположных позиций и раскрытия противоречий) – философское учение, прошедшее многовековой путь развития, начиная с Сократа, и получившее классическую форму в философии Гегеля. Суть гегелевского понимания Д. в том, что это есть собственный способ бытия духовной основы мира (абсолютной идеи), каковым является её саморазвитие. Началом этого саморазвития выступает «чистое бытие», которое в том же самом отношении оказывается «чистым небытием». Таким образом в этом изначальном существовании содержится его отрицание. Отношение противоречия между этими взаимоисключающими противоположностями резюмирутся в становлении, так что бытие – тезис, небытие – антитезис (отрицание тезиса), становление – синтез (отрицание отрицания). Все остальные категории представляют собой ступеньки саморазвития, представляющие собой синтез противоположностей, образующийся посредством механизма отрицания отрицания. В марксистской философии (диалектическом материализме) эта же структура накладывается уже не на абсолютную идею, но на развитие материи и человеческого познания, которое осуществляется согласно законам единства и борьбы противоположностей и отрицания отрицания. Исторически сложилось так, что говорят ещё о третьем законе – взаимного перехода количественных и качественных изменений, но фактически соотношение любых категорий может быть сформулировано как всеобщий закон. Д. предстает как учение о всеобщих связях и законах развития бытия, сводимого к материи, и мышления. Онтология, как наука о всеобщей структуре соотношения (взаимодействия), естественно включает в себя такой раздел , если уточнить, что речь идет не только об объективной реальности, но о бытии в целом, однако не сводится к нему. К тому же понимание развития в духе Гегеля и диалектичекого материализма вызывает возражения по существу.1. В этих концепциях развитие с неизбежностью совершается по законам (духа ли, материи), идет по определенной «магистральной линии», и вся человеческая свобода сводится к осознанию этой необходимости. Налицо абсолютизация детерминизма: «в конечном счете», как любил говорить Энгельс, объективные законы или Разум по Гегелю, проложат свой путь, и все «разумное» станет «действительным». Не учитывается равноправная роль субъективности, свободы в более глубоком понимании и творчества. Развитие не только закономерный процесс, но и деятельность. 2. «Механизм» развития включает в себя и противоречия и отрицание отрицания, но не сводится к этим своим сторонам. 3. Неприемлем примат развития над сохранением (движения над покоем в формулировке Ленина), своеобразное обожествление развития как борьбы и отрицания. 4. Уже в советской философии не было единогласного признания наличия всеобщих характеристик в «одном и том же отношении»; в коррелятивной онтологии отрицание этого гегелевского положения стало принципиальным. Вызывает сомнение возможность полного описания развития как становления посредством рационально-понятийного познания. Провозглашаемая «диалектическая гибкость» и «переход друг в друга» категорий без учета того, что этот «переход» совершается в разных соотношениях, на практике ведет к полной неопределенности и расплывчатости категориального языка. Понятийный инструментарий, ориентированный на достижение однозначной определенности, явно не годится для адекватного отражения принципиальной неопрделенности. - Гегель Г.В.Ф. Наука логики в трех томах. М., 1970-1972. Сагатовский В.Н. Диалектическая логика или алогическое становление? / http:/vasagatovskij.narod.ru. Энгельс Ф. Анти-Дюринг / Маркс К. И Энгельс Ф. Соч. Т. 20. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|