Гелен, Арнольд

(нем. Arnold Gehlen, 29 января 1904, Лейпциг — 30 января 1976, Гамбург) — немецкий философ и социолог, один из основателей философской антропологии. В 1925-1926 слушал лекции Шелера и Н. Гартмана в Кёльне. В 1927 защитил докторскую диссертацию. В 1962-1969 - профессор социологии в Высшей технической школе в Аахене. Основная программная работа - "Человек. Его природа и положение в мире" (1940). При жизни автора она издавалась 12 раз (два раза существенно перерабатывалась). Другие труды: "Действительный и недействительный дух" (1931), "Теория свободы воли" (1932), "Государство и философия" (1935), "Первобытный человек и поздняя культура" (1954), "Душа в техническую эпоху" (1957), "Картины времени. К социологии и эстетике современной живописи" (1960), "Мораль и гипермораль" (1969) и др. Изначально Гелен предложил вариант (деятельностная версия) антропобиологического "разворота" философской антропологии. Описывая человека при помощи Гердеровской метафоры «человека ущербного», Гелен задается вопросом: как вообще такое существо как человек способно выжить. По мнению Гелена, человек (в отличие от животного) не может выжить в природной среде, у него редуцированы инстинкты. Он перегружен избытком информации («избыточная нагрузка»). Из этой недостаточности Гелен стремится вывести все феномены человеческого существования. «Избыточная нагрузка» вызывает к необходимости «психологическую разгрузку». Эту задачу выполняют социальные институты, обеспечивающие, по Гелену, выживание человека. Институты являются заменой редуцированных инстинктов. Человек — действующее существо, активно формирующее свою среду обитания. В этой активности человек и создает культуру, как средство собственного выживания. Он стал неизмеримо сильнее посредством орудий труда, которые дают ему возможность превращать природу в свое «неорганическое тело». Позднее заметна переориентация Гелена на социологическое, в том числе - культуро-социологическое "прочтение" философской антропологии, классиком которого стал его ученик - Х. Шельски. Гелен - автор концепции "плюралистической этики", которую он специально разрабатывал в последние годы жизни. Согласно этому тезису, всякая “монолитная этика” есть односторонняя стилизация мысли, чувства и поведения. Социологически множественность возможных стилизаций обнаруживается в виде морально противостоящих друг другу групп или общежитий. Гелен различает четыре этические диспозиции: “чувство взаимности”, “чувство психологических регулятивов”, “чувство семьи или рода” и “чувство институтов”. “Чувство семьи”, называемое Геленом также “групповым чувством” и “внутренней моралью”, вызывает интерес Гелена прежде всего в связи с так называемым “гуманитаризмом”. “Гуманитаризм” есть нормативная ориентация на жизнь человечества как вида, на общность человечества; он сопряжен идеей равенства людей, а тем самым – с присущим современности “массовым эвдемонизмом”. В социологических трудах Гелена разрабатывается проблематика индустриального общества, им была выдвинута концепция «пост-истории», оказавшая значительное влияние на дискуссии 1980–1990-х. В политической публицистике Гелена развивается «социология интеллектуалов», направленная прежде всего против Франкфуртской школы. В 60-е Гелен становится ведущим представителем немецкого технократического неоконсерватизма.

Просмотров: 1237
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Степанов А.В. Философия: справочное пособие для самостоятельной работы студентов. Алматы, 2012, 105с.




Другие новости по теме:

  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • АВТОНОМНЫЙ ЧЕЛОВЕК и ПЛАСТИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК
  • АУТЕНТИЧНОЕ ЧУВСТВО/ПОДЛИННОЕ ЧУВСТВО (AUTHENTIC FEELING)
  • Взгляды экзистенциалистов: Человек в эпоху социального кризиса
  • ГЕЛЕН (GEHLEN) Арнольд
  • ГЕЛЕН (GEHLEN) Арнольд
  • ГЕЛЕН (GEHLEN) Арнольд
  • ГЕЛЕН (GEHLEN) Арнольд (1904-1976)
  • ГЕЛЕН (GELEN) Арнольд (1904-1976)
  • ГЕЛЕН (Арнольд)
  • ГЕЛЕН Арнольд
  • ГЕЛЕН Арнольд
  • ГЕЛЕН Арнольд (1904-1976)
  • Елен, Гелен, Элен
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • ОБЩЕЕ ЧУВСТВО (жизненное, соматическое чувство)
  • ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества
  • ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества
  • ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
  • Профессиональное общение в системе «Человек Природа»
  • Профессиональное общение в системе «Человек-Человек»
  • РЕАЛЬНОСТЬ И ЧЕЛОВЕК. Метафизика человеческого бытия
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • Человек в мире тьмы вещей
  • Человек и культура
  • Чувство собственного достоинства
  • Чувство собственного достоинства
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь