|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ЗЕМСТВА И ПРОСВЕЩЕНИЕЗемства — органы местного самоуправления, созданные в Европ. России по Положению о земских учреждениях 1864. Губернские и уездные собрания и управы действовали в 34, а к 1914 в 43 губ. (из 60). Осн. сферой деятельности губернских земств с кон. 1860-х гг. стала подготовка учителей для нач. школ. Работа велась по трём направлениям: создание учительских семинарий, организация врем, курсов и проведение учительских съездов. В 1869—73 было открыто 12 земских учительских семинарий; в 1870-х гг. 16 губернских земств выделили денежные пособия учительским семинариям МНП, и 8 земств имели стипендиатов в ср. уч. заведениях губернских городов. С кон. 1860-х гг. для повышения квалификации учителей нар. школ земства организовывали летние курсы и съезды; земские учителя принимали активное участие в Съезде учителей при 1-й Всерос. политехн. выставке (1872, Москва). В 1875 летние курсы были строго регламентированы и практически прекратились. В 1885 властями было запрещено проведение учительских съездов, к-рые возобновились только в кон. 1890-х гг. В 1897—1902 земства организовали 60 учительских курсов. В работе съездов и курсов участвовали Н. А. Корф, Н. Ф. Бупаков, В. П. Острогорский, П. Ф. Лесгафт, В. П. Вахтеров, И. Н. Ульянов, Д. И. Тихомиров. Вначале уездные земства лишь доплачивали учителю жалованье и обеспечивали школы уч. пособиями. Постепенно земства увеличивали долю своего материального участия в деле нар. образования: к нач. 20 в. жалованье учителям почти повсеместно выплачивалось земствами. Земства при участии сел. об— в строили шк. здания. Школы, открытые земствами по приговору сел. об-в, а также реорганизованные из школ грамоты и др. типов сел. школ, стали наз. земскими или земско-общественными. Адм. и уч. частью школ по Положению о нар. уч-щах 1874 ведал инспектор нар. уч-щ, назначенный МНП, и Училищный совет, в состав к-рого входили 2 представителя от земства. Однако фактич. руководство земской школой осуществлялось губернскими и уездными управами. наиб. благоприятные условия для развития нар. просвещения сложились в тех земствах, где преобладало влияние либералов (Тверское, Московское, Херсонское земства), а также в т. н. крестьянских земствах (Вятском, Пермском). Преподавание в земских школах было поставлено лучше, чем в министерских и тем более в церк.-приходских школах. Земские учителя, как правило, были более квалифицированными, применяли прогрессивные методы обучения; школы были лучше снабжены уч. пособиями, многие имели б-ки, к-рые формировались земствами совместно с к-тами грамотности. В земских школах использовались лучшие учебники, допущенные МНП: «Родное слово»К. Д. Ушинского, «Азбука» и книги для чтения Л. Н. Толстого, «Наш друг» Н. А. Кор-фа и др. Наряду с общеобразоват. нач. школами земства с 70-х гг. создавали проф. нач. школы (ремесл., с.-х.), а также ср. спец. уч. заведения (учительские, ветеринарные, мед.) со сроком обучения 3—5 лет. Особое внимание уделялось с.-х. образованию. В 1884—1903 было открыто 49 с.-х. школ с 3-годичным сроком обучения и 4 ср. с.-х. школы. В нек-рых нач. земских школах открывались 2-годичные с.-х. отделения. Просветительская деятельность земств в области внешк. образования проявилась в открытии воскресных школ, «повторительных классов» для взрослых; организации нар. чтений, библиотек-читален (в 1898 — 3 тыс., в 1904 — св.4 тыс.), книжных складов (к 1905 — 188). В Московской, Нижегородской, Вятской, Вологодской, Тверской, Черниговской и Тамбовской губерниях в 1880—1900-х гт, были открыты музеи кустарных промыслов. Активизация деятельности земств в области нар. просвещения в кон. 19 — нач. 20 вв. связана с подъёмом обществ. движения в стране, ростом числа и влияния земской интеллигенции, т. н. третьего элемента. В просветительной деятельности земств кроме земских учителей (в 1910 — ок. 40 тыс.) принимали участие тысячи врачей, статистиков, агрономов и др. земских служащих. В 1890-х гг. улучшились организац. формы руководства нар. образованием. В 23 земствах были созданы шк. комиссии, в к-рые входили земские гласные, служащие и педагоги. Исполнительными органами комиссий были бюро, отделы и столы по нар. образованию в каждой земской губернской управе. Комиссии занимались организацией учительских курсов, созданием об— в взаимопомощи учителей, разработкой шк. статистики и др. вопросами организации шк. сети в связи с проблемой всеобщего нар. образования. Ещё в 1870-х гг. отд. земства стали обращаться к пр-ву с предложениями о введении всеобщего нач. обучения. В кон. 19 в. с появлением земской статистики проблема всеобщего обучения подучила реальные обоснования. На основе статистики и практики земской школы был составлен проект организации всеобщего обучения (1908), однако в дорев. России эта проблема в целом не была решена. Лит.: Чарнолуский В. И., Земство и нар. образование, ч. 1—2, СПБ, 1910- 1911; его же, Земство и внешк. образование, в кн.: Юбилейный земский сб., СПБ, 1914; Чехов Н. В. [сост.]. Нар. образование в России с 60-х гг. XIX в., М., [1912]; Звягинцев Е. А., Полвека земской деятельности по нар. образованию. М., 1917; В с с е-ловский Б. Б., История земства за 40 лет, т. 1—4, СПБ, 1909 — 11; Корнилов Е. Г., Земские учителя в рев. движении 70-х гг. XIX в., УЗ МГПИ им. Ленина, 1971, т. 439; Пирумова H. M., Земская интеллигенция и ее роль в обществ. борьбе до нач. 20 в., М., 1986. H. M. Пирумова.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|