|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКАнаправление в психологии и педагогике, ставившее целью всестороннее исследование ребенка и обоснование пед.теории экспериментальным путем Возникло в кон. 19 в, когда была доказана возможность применения исследоват.эксперимента к изучению детей Термин «Э и » предложен в нач. 20 в Э Мейма-ном Изучение ребенка в целях построения пед.теории предпринималось учеными разных специальностей и велось в неск направлениях изучение закономерностей психич. и физич. развития подрастающих поколений, исследование умственной работы школьника и условий ее успешного осуществления, изучение познават. процессов и формирование эмоциональной и волевой сферы ребенка и др. Объединяющим эти исследования принципом было стремление создать целостное представление о ребенке на разл. ступенях возрастного развития и сформулировать науч. основы пед.воздействия Наиб. значение во всех исследованиях отводилось психол. данным, что определяло их зависимость от состояния психол. науки, для прогресса к-рой существенное значение имело внедрение эксперимента, создание спец. эксперим.лабораторий и ин-тов, получивших распространение в 80-х гг. 19 в Это, в свою очередь, породило мысль о применении эксперимента в изучении дет развития и об использовании его для решения пед.задач Первое эксперим.исследование детей в условиях шк жизни было проведено в 1879 И А Сикорским, но большого резонанса в тот период оно не вызвало В 90-х гг, когда расширилась и укрепилась сеть психол. лабораторий, стали создаваться спец. психол. -пед.лаборатории (активную роль в этом плане играли Э Мейман, А Бине в Европе, С Холл в США) Применение эксперимента и др. родственных методов (в частности, статистических) содействовало быстрому накоплению данных в разл. областях исследования дет развития, расширению возрастных границ (первоначально изучение было сосредоточено на детях дошк. возраста), разнообразию проблематики исследований Объект этих исследований был один (развивающийся ребенок), состояние всех аспектов его изучения находилось на нач. стадии, и предмет исследования каждого из науч. направлений не был четко определен Поэтому к исследованиям, носившим близкий по содержанию характер, применялись разл. названия, отражавшие сферу интересов автора, - детская психология, юношествоведение, педология, пед.психология, гигиена воспитания Одним из названий такого рода исследований стала Э и, акцентировавшая внимание на применении эксперимента как основы получения подлинно науч. фактов, на к-рых должна строиться теория педагогики С нач. 20 в тенденция к применению эксперимента в изучении ребенка стала все больше нарастать и термин «Э и » получил распространение, в т.ч. и в России Первая рус. лаборатория по изучению ребенка в пед.целях была основана А II Нечаевым в Петербурге в 1901. В 1910 организовано Об-во эксперим.педагогики Первоначально в рус. науке большее распространение имел термин «пед.психология», и два первых всерос. съезда, посвященных проблемам изучения ребенка и науч. обоснования педагогики, носили название съездов по пед.психологии (в 1906 и 1909 в Петербурге) Но в связи с ростом интереса к проблеме методов исследования и ее активной разработке (в этом плане имели важное значение метод естеств. эксперимента, предложенный А Ф Лазурским, работы Г И Россолимо, H А Бернштейна и др) более популярным стал термин «Э и », и три последующих съезда носили название съездов по Э и (1910, 1913 и 1916 в Петербурге) В 20-х -нач. 30-х гг. вследствие преобладания задачи всестороннего изучения ребенка стал широко применяться термин педология После прекращения педол исследований (1936) в науч. обиходе сохранились термины детская психология, педагогическая психология В ходе развития науч. исследований значение эксперимента стало очевидным и несомненным В совр. психологии и педагогике эксперимент находит широкое применение Эксперим.обучение - один из эффективных методов исследования психол. -дидактич. проблем Содержание эксперимента, его структура и форма координируются с теоретич. принципами, принятыми в этих отраслях психологии
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|