|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ЭКСКУРСИЯ учебная(от лат. excursio - поездка, прогулка), форма организации уч.-воспитат. процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение разл. предметов и явлений в естеств. условиях или в музеях, на выставках и пр. Э. способствует зарождению и развитию у учащихся интереса к знаниям, мотивации учения, расширяет кругозор школьников, учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы и т. д. Развитие и распространение экскурсионного метода обучения связаны со стремлением педагогов преодолеть односторонность книжного и вербального обучения. На позитивную роль Э. в системе обучения и воспитания указывали Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег и др. В рус. пед. лит-ре первые высказывания о школьных Э. относятся ко 2-й пол. 18 в. (Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович де Мири-ево, В. Ф. Зуев). Рекомендации проводить учебные Э. содержались в Уставе 1786. Устав уч. заведений 1804 предлагал устраивать для учащихся «прогулки в природу», на мануфактуру и т. д. В связи с разработкой и распространением идей родиноведения в 60-х гг. 19 в. экскурсионный метод обучения пропагандировали К. Д. Ушинский, Н. X. Вессель, Д. Д. Семёнов, А. Я. Герд и др. Со 2-й пол. 19 в. Э. постепенно входят в практику отд. школ, преим. частных гимназий и коммерч. уч-щ. В кон. 19 - нач. 20 вв. разработкой вопросов школьно-экскурсионной методики занимались Е. А. Звягинцев, Д. Н. Кайгородов, В. В. Половцов, Н. Г. Тарасов, С. П. Аржанов и др. В 1919 под ред. Б. Е. Райкова и Г. Н. Боча вышел труд «Шк. экскурсии: их значение и организация», в к-ром впервые были сформулированы осн. принципы экскурсионной методики и разработана система учебных Э. по всем предметам. В нач. 20 в. в России издавалось неск. журналов, занимавшихся в основном разработкой и освещением вопросов родиноведения и учебных Э.: «Шк. экскурсии и шк. музей» (1913—16, Од.), «Рус. экскурсант» (1914—16, Ярославль). В РСФСР в 20-х гг. Э. рассматривались как обязат. и необходимый элемент шк. занятий. Большое место отводилось Э. в уч. программах ГУСа 1923—25. Целями Э. назывались изучение трудовой деятельности людей, обществ. жизни, истории рев. движения. Была разработана методика «исследовательских» Э., в основе к-рых - изучение окружающей действительности. Разработкой и пропагандой экскурсионного метода занимались А. П. Пинкевич, Б. В. Всесвятский, Райков, В. А. Герд, В. Ф. Натали, К. П. Ягодовский и др. Большую роль Э. в уч. работе отводили П. П. Блонский, С. Т. Шацкий. Вопросами экскурсионной работы занимались созданные в 20-х гг. спец. бюро и комиссии при местных отделах нар. образования, Центр. музейно-экскурсионный ин-т, Биостанция юных натуралистов им. К. А. Тимирязева и др. учреждения, занимавшиеся подготовкой учителей к проведению Э. Различают Э. учебные, производств. и краеведческие. Учебная Э., как правило, связана с изучением к.-л. учебного предмета (истории, географии, зоологии) и может предварять изучение темы или завершать её. Предусмотрена организация комплексных учебных Э., направленных на решение задач разных уч. предметов. Напр., комплексная Э. на пром. предприятие может дать учащимся сведения по истории его создания и развития, о характере произ-ва, технологии и т. д. Комплексная Э. - важное средство осуществления межпредметных связей. Производств. Э. помогают учащимся раскрыть связь теории и практики в хоз. деятельности людей, познакомить с принципами устройства и действия машин, станков, разл. техн. сооружений; с технол. процессами, контрольно-изме-рит. приборами и инструментами и т. д. Важное место отводится производств. Э. в профориентационной работе школы. Отбор объектов для производств. Э. осуществляется учителем при планировании уч. материала. Большой познават. интерес вызывает у школьников Э. в исследоват. подразделения заводов, фабрик, уч. и Н.-и. ин-тов, после к-рых лабораторные работы, проводимые учащимися в школе, приобретают в глазах школьников практич. значимость. Краеведч. Э. являются одним из осн. способов изучения природы, истории, экономики и культуры своего региона. Посещение музеев и памятных мест содействует приобретению учащимися конкретных представлений об ист. событиях, деятелях и о социально-бытовой обстановке прошлого. Одним из видов Э. являются путешествия, рассчитанные на длит. срок и на Значит. расстояния. Особая роль в уч.-воспитат. работе школы отводится уч. экспедициям; ведутся метеорологич. и гидрологич. наблюдения, составляются коллекции для шк. музеев и т. п. наиб. распространение получили ист., археологич., геолого-геогр. экспедиции школьников. В шк. практике распространены кино-и телеэкскурсии по континентам, странам и городам мира, по залам музеев, выставок и пр., а также «заочные» Э. и путешествия. Для успешного проведения Э. необходимо составить подробный план, разработать маршрут, сформулировать задания и вопросы для учащихся и т. д. В процессе Э. руководитель организует наблюдения учащихся и их самостоят. работу, сообщает необходимые сведения, консультирует. Учащиеся ведут записи наблюдений, делают зарисовки, фотоснимки, киносъёмку, магнитную запись и т. д. Э. завершается обработкой собранных сведений и материалов: учащиеся анализируют и обобщают полученные данные, составляют графики и диаграммы, готовят доклады, оформляют дневники, альбомы, стенгазеты, рукописные журналы, выпускают диафильмы, любительские кинофильмы, пополняют экспозиции шк. музеев (см. Музеи школьные). Большую помощь в организации экскурсионной работы с учащимися, гл. обр. по темам внеклассной и внешк. работы, оказывают экскурсионные бюро и отделы музеев, дома дет. творчества и экскурсионно-туристские станции (см. Внешкольные учреждения, Краеведение, Туризм). При этих станциях работают кружки, секции, клубы и общества юных туристов, краеведов, путешественников, альпинистов; прокатные базы и пункты туристского снаряжения и т. д. Экскурсионно-туристские станции разрабатывают и проверяют на практике вопросы содержания, форм и методов экскур-сионно-туристской работы с детьми, примерные программы занятий в кружках, маршруты и тематику походов и Э., в т. ч. и учебных, задания для поисковой и исследоват. деятельности. Лит.: Вопросы экскурсионного дела по данным Петрогр. экскурсионной конференции 10—12 марта 1923, П., 1923; Методы и практика экскурсионного дела. Сб. ст., [М.], 1925; Экскурсии в школе. Хрестоматийный сб., под ред. Н. Н. Иорданского, М. -Л., 1926; Герд В. А., Экскурсионное дело, М. - Л., 1928; Весенние и летние экскурсии в природу, под ред. Б. В. Всесвятского, M.; Райков Б. Е., Методика и техника экскурсий, М. - Л.; Райков Б. E., P и м-с кий-Коре а ков М. Н., Зоологич. экскурсии, Л.; Завитаев П. А., Н и з о в а А. М., Экскурсии и предметные уроки в 1—3 кл.,М., 1963; Низова А. М., Экскурсии и предметные уроки по природоведению в 4 кл., М., 1963; Полянский И. И., Ботанич. экскурсии, Л.; Широких Д. П., Нога Г. С., Биол. экскурсии в с.-х. произ-во, М., 1979; Сердинский В. Г., Экскурсии по физике в ср школе, М., 1980; Дьякова Р. А., Емельянов Б. В, Пасечный П. С., Основы экскурсоведе-ния, М., 1985; Никонова М. А., Практикум по геогр. краеведению, М., 1985. А. Е.Сейненский.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|