|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
УОТСОН Джон Бродес(9.1.1878, Гринвилл, шт. Юж. Каролина, - 25.9.1959, Нью-Йорк), амер. психолог, основоположник бихевиоризма. В 1903 получил степень дера философии в Чикагском ун-те, где работал до 1908. Являясь ассистентом Дж. Дьюи, испытал влияние его идей. В 1908—20 зав. психол. лабораторией, зав. кафедрой эксперим. сравнительной психологии в ун-те Дж. Хопкинса в Балтиморе. В 1920—30 читал курс бихевиоризма в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. Редактировал журн. «Психол. обозрение» («Psychological review»), «Журнал эксперим. психологии» («Journal of expe-rimental psychology»), «Журнал поведения животных» («The Journal of animal behavior»). През. Амер. психол. ассоциации (1915). В 1913 выступил с программой построения новой психологии, предмет к-рой - поведение. Концепция У., созданная на основе исследований животных, явилась реакцией на методы интроспективной психологии. У. пытался построить психологию как одну из естеств. наук, пользующихся объективными эксперим. методами. Всю психич. деятельность У. трактовал как поведение, понимаемое в виде совокупности связей «стимул - реакция»; даже мышление У. стремился представить как скрытую моторную активность, выступающую заместителем действия. Организм, по У., - «самоорганизующаяся машина», осн. задача психологии - изучение процессов научения. Последнее, согласно У., происходит путём «обусловливания»: мышечная реакция в результате повторных сочетаний связывается с определённым стимулом, к-рый в дальнейшем начинает её вызывать. У. использовал учение И. П. Павлова об условных рефлексах, однако истолковал его чрезвычайно односторонне: роль процессов и механизмов высшей нервной деятельности в регуляции поведения им игнорировалась. В 20-х гг. выступил с популярными произведениями на пед. темы, в к-рых рассматривал процесс воспитания как разновидность научения, придавая исключит. значение подкреплению приспособит, реакций. Работы У. стимулировали разработку объективных методов изучения психики, в т. ч. детской. Однако ложность исходных методологич. посылок - отрицание сознания как особой формы регуляции поведения, сведение самого поведения к внеш. приспособительным актам, отождествление принципов жизнедеятельности человека и животных, игнорирование нейромеханизмов и др. - существенно ограничила позитивную ценность учения У. и обусловила в дальнейшем критич. пересмотр позиций «ортодоксального» бихевиоризма. Соч.: Animal education, Chi., 1903; Behavior: an introduction to comparative psychology, N. Y., [1914]; Psychology from the standpoint of a behaviorist, Phil.-L., 1929; Behaviorism, L., 193l2; Ways of behaviorism, N. Y.-L., 1928; в рус. пер.: Наследственность, М., [1913]; Психология как наука о поведении, М.-Л., 1926; Бихевиоризм, в кн.: БСЭ, т. 6, М., 1927, с. 434-443; Пснхол. уход за ребенком, M., 19302; Психология с точки зрения бихевиориста, в кн.: Хрестоматия по истории психологии, под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан, М., 1980. Лит.: Эксперим. психология, ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 1—2, М., 1966; Анцыферова Л. И., Материалистам. идеи в заруб. психологии, М., 1974; Ярошевский М. Г., История психологии, M., 19853. М. Г. Ярошевский.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|