УНИВЕРСИТЕТЫ

(от лат. universitas - целость, совокупность, общность), высшие учебно-научные учреждения, готовящие специалистов, а также ведущие науч. исследования по разл. областям знания; университетское образование сочетает обучение и науч. деятельность студентов.

У. появились в ср.-век. Европе. Их создание отразило расширение представлений об образовании и рост потребностей в науч. знании, а также процесс профессионализации науч. и преподават. деятельности. Сам термин «университет» первоначально обозначал межнац. корпорацию преподавателей (магистров, профессоров). и студентов (схоларов), объединявшихся в интересах просвещения и развития истинного и единого христианского знания. Высшие церк. и светские (императорская или королевская). власти наделяли У. привилегиями: самоуправлением на основе статутов, ректорской юрисдикцией, освобождением от налогов, гарантиями личной безопасности. Гл. привилегией У. считалось право присуждения учёных степеней, имевших общеевроп. признание. Этим У., называвшиеся также «генеральными школами» (studia generale), отличались от местных («партикулярных»). школ повышенного уровня (монастырских и соборных).

Студенты из разл. стран объединялись в т. н. «нации» (землячества). Внутри У. выделялась преподавательская корпорация, игравшая ведущую роль в присуждении учёных степеней. Вместе с учёной степенью магистр приобретал право взимать нек-рую плату со студентов, но она не давала достаточного материального обеспечения; поэтому преподаватели стремились занять оплачиваемые должности в коллегиях, часть к-рых существовала на частные средства. Ун-т возглавлял ректор, при нём состояли наблюдат. и учёный (избираемый из профессоров и магистров). советы. Интересы церкви представлял канцлер, утверждавший постановления о присуждении учёных степеней и вердикты ректорского суда. Зачисление в студенты по принципу соответствия образоват. требованиям отличало У. от др. ср.-век. городских корпораций, при приёме в к-рые решающую роль играло социальное происхождение. Внутри У. ослаблялось различие между духовенством и мирянами, понятие «клирик» относилось ко всякому образованному человеку.

Первые У. - Болонский (Италия), Оксфордский и Кембриджский (Англия), Парижский (Франция) - возникли в 12 в.

в ходе самостоят. развития авторитетных богословских и «артистических» школ, первоначально тесно связанных с гор. общинами. Здесь были сформулированы осн. идеи академич. автономии, выработаны мн. процедуры внутр. жизни У. В нек-рых У. право избрания профессоров перешло (с 14 в.). к городу, к-рый открывал оплачиваемые кафедры. Такие же города, как Оксфорд и Кембридж, постепенно утратили самостоят. роль и стали фактич. придатком соотв. У. В 13—14 вв. У. создавались целенаправленно при активном участии церкви и гос-ва: Неаполитанский (Италия), Севильский (Испания), Лиссабонский (Португалия). В 15—16 вв. мн. У. Центр. Европы создавались по образцу Пражского (осн. в 1348), учреждённого королевской властью, но не ставшего полностью гос. учреждением.

По характеру организации корпорации, по степени участия отд. групп её членов в выборах органов самоуправления У. условно подразделялись на «студенческие» и «магистрские». К первым относились Болонский и др. У. Италии, ко вторым - британские и франц. У. В парижской Сорбонне (осн. в 12 в.). реальная власть принадлежала преподавателям, в Оксфордскому Кембриджском У. была значит. ельна роль канцлера, обладавшего правом выдачи лицензий на преподавание. Здесь сложилась система «тьюторства» (англ. tutor, от лат. tueor - наблюдаю, забочусь): выпускники ун-та, не получившие церк. должностей, сохраняли членство в учёной корпорации и становились наставниками студентов в их подготовке к занятиям. Пражский У. отличался преобладанием ректорской власти в сравнении с канцлерской и развитой системой коллегий, аудиторий, спец. б-к.

Полным считался ун-т с 4 ф-тами: артистич., юрид., мед. и теологич. Среди ф-тов существовала традиц. иерархия, с приоритетным положением теологического, за ним следовали юрид., мед. и артистический, что соответствовало значимости соотв. отраслей знания в тогдашнем обществе. Факультетские корпорации сохранили относит, автономию в У. Гл. целью обучения было достижение учёных степеней.

Распространённое представление об артистич. ф-те как о подготовительном для поступления на другие ф-ты не вполне верно. Статуты У. этого не предписывали, хотя подобная традиция и существовала. На основе шк. курсов тривиума студенты изучали предметы ква-дривиума (см. Семь свободных искусств), из к-рых гл. внимание уделялось геометрии и астрономии, охватывались основы схоластики, по трудам Аристотеля получали осн. знания о природе, обществе и человеке. В философии изучались гл. обр. этич. и социальные аспекты. Подготовка бакалавра артистич. ф-та занимала до 2 лет, магистра - от 3 до 10 лет. На теологич. ф-те обучение продолжалось ок. 12 лет. Студентами были люди в возрасте 25—30 лет, сами уже преподававшие и занимавшие церк. должности. Центр, место занимало изучение Св. Писания и «Сентенций» Петра Ломбардского. Окончание курса позволяло получить степени лиценциата богословия, а за ней и магистра теологии. На юрид. ф-тах право рассматривалось в формах римского (кодекс Юстиниана). и канонического (церковного). После 4 лет обучения можно было стать бакалавром права, ещё через 3 г. -лиценциатом и дером. На мед. ф-тах изучались избр. труды Гиппократа, Авиценны, Галена и др. Через 3—4 г. бакалавр 2 г. должен был заниматься практикой под рук. магистра и ещё через 5—6 лет он мог сдавать экзамен на звание лиценциата.

Осн. формами обучения в ср.-век. У. были лекция (чтение книги избр. автора и комментарий с целью усвоения скрытого смысла), её разновидность - кве-стия (проблемное изложение через рассмотрение вариантов ответов на поставленный вопрос). и диспут, нацеленный на развитие самостоятельности мышления.

В ходе Реформации и Контрреформации У. были реорганизованы по терр.-конфессиональному признаку.

В протестантских У. начался существ, пересмотр концепции образования. Место схоластики заняли актуальные фил ос. направления, получили развитие естеств. науки, основывавшиеся на опытном исследовании. При У. создавались клинич. палаты, анатомич. театры, бота-нич. сады и др.

В 19 в. брит. У., сохранявшие черты ср.-век. корпоративности, провозглашали как свою осн. цель «образование джентльмена». Во Франции эпохи Империи У. превратились в гос. закрытые проф. школы. Новую модель организации высшего образования предлагал открытый в 1810 Берлинский ун-т, в к-ром были реализованы неогуманистич. идеи В. фон Гумбольдта. Гл. цель образования - совершенствование личности - рассматривалась реально достижимой лишь в участии в науч. познании, органично включённом в обучение. В Беря, ун-те в иерархии ф-тов ведущее место занял философский, где изучались и исследовались также проблемы мн. гуманитарных наук - филологии, истории и др. Значит. ельно изменены программы мед., юрид. и теологич. ф-тов. В центр внимания были поставлены самостоят. проработка студентами уч. материала, участие в семинарах и практич. изучение отд. предметов и тем в исследоват. лабораториях и т. п. Эта модель получила широкое распространение и в др. странах, в т. ч. в новых У. Вост. Европы, США.

Сохранение единства уч. и науч. подготовки оставалось важнейшей задачей У. в 19 - 1-й пол. 20 вв. На базе У. во мн. странах формировались нац. системы науч. учреждений, университетские НИИ и лаборатории составили осн. часть вузовского сектора науч. потенциала в ряде ведущих стран мира. У. стали активнее включаться в процессы разработки и внедрения техн. новшеств, изобретений, способствуя преобразованиям в экономике и произ-ве. А. В. Рандин.

В период НТР (в сер. 20 в.). университетский сектор высшей школы оказался наиб. приспособленным к решению обра-зоват. проблем. У. развиваются как учебно-научно-практич. комплексы, в к-рых наряду с многоотраслевой и междисциплинарной подготовкой специалистов ведутся науч. исследования и техн. и технологич. разработки. Системы высшего образования в ряде стран целиком представлены только У., в других они играют роль ведущих уч.-метод, центров для сети отраслевых вузов. Появились У., специализирующиеся на отд. направлениях науч. и практич. деятельности: пед., мед., техн., с.-х. и др. Во мн. странах формируются университетские системы отд. регионов с внутр. образо-ват. и науч. кооперацией. У. предоставляют студентам многообразные индивиду ализиров. программы проф. становления. У. принадлежит центр, место в реализации разл. моделей непрерывного образования и переподготовки специалистов, а также в развитии т.н. дистантных форм образования с использованием информац. технологии (см. Информатизация образования). На базе У. ведётся подготовка исследователей высшей квалификации - специалистов с учёными степенями и званиями и преподавателей вузов. Мн. У. - ведущие нац. науч. центры; в разл. странах в них выполняется от 20 до 60% всех науч. исследований. Совр. У. - наиб. динамично развивающийся сектор высшей школы. См. также Высшие учебные заведения и разделы о высшем образовании в отд. странах.

В России первый опыт университетского образования связан с деятельностью Петерб. АН (см. Академический университет). Гос. университетская система оформилась в 1-й пол. 19 в., когда к открытому в 1755 Московскому университету добавились Казанский университет (1804). и Харьковский университет (1805), а также реорганизованные в 1803—04 Виленский (Вильнюсский университет; закрыт в 1831). и Дерпт-ский (Юрьевский, Тартуский). ун-ты. В 1819 на базе Главного педагогического института осн. Санкт-Петербургский университет. В систему У. вошли также Гельсингфорсский (1809). и Варшавский (1816—31), вместе с Виленским и Дерптским занимавшие особое положение по составу ф-тов (имели католич. богословский). и языкам преподавания. В 1-й пол. 19 в. открывались вузы университетского статуса, напр., петерб. Училище правоведения (осн. в 1835), лицеи с университетскими классами. В 1834 осн. Ун-т Св. Владимира в Киеве (Киевский).

До 1804 каждый У. руководствовался своим уставом. Значит. влияние на первые рус. У. оказала пед. практика Моск. ун-та, сформировавшаяся по идеям М. В. Ломоносова. Первый общедоступный устав (1804). отражал осн. принципы ака-демич. практики европ. У., предусматривал внутр. автономию, выборность совета и ректора (утверждался верховной властью), конкурсное избрание профессоров, особые права факультетских собраний в формировании уч. курсов и т. п. По уставу 1804 ун-т состоял из 4 ф-тов: нравств. и политич. наук, физ.-матем., мед., словесного. У. считались всесословными уч. заведениями. На У. возлагалась обязанность вести науч. исследования в интересах развития наук и хоз-ва страны. Была введена практика стажировки преподавателей за границей, что позволило знакомить рус. студентов с осн. течениями иностр. науки.

Гл. задачей провозглашалась подготовка чиновников для гос. службы. У. рассматривались как центры учебных округов; им подчинялись гимназии, уездные и приходские училища. Для подготовки учителей средней школы были открыты пед. ин-ты при У.: Московском и Дерптском (1804), Харьковском (1811), Казанском (1812), Киевском (1834), действовавшие до кон. 50-х гг. При Дерптском ун-те работал и профессорский ин-т, выпускники к-рого преподавали в высшей школе.

У. испытывали значит. трудности, вызывавшиеся непоследоват. и противоречивым отношением властей к науке и науч. образованию. Влияние на это отношение оказывал менявшийся общеполи-тич. курс. Назначавшиеся МНП ревизии У. нередко приводили к исключению из программ отд. уч. курсов, к отставкам профессоров. Устав 1835 значит. ельно сократил автономию У., ввёл назначение ректора, проректора и профессоров министром нар. просвещения; из У. в ведение окружных канцелярий МНП были переданы нач. и ср. школы. Ограничивался приём студентов в У. В 30-х гг. 19 в. установлена плата за обучение. Были резко сокращены поездки профессоров за границу.

По уставу 1835 У. подразделялись на ф-ты: ист.-филос., физ.-матем., юридич., мед. (в Петерб. ун-те открыт вост. ф-т, но не было медицинского). Положениями 1819, 1837 оформлена общерос. система присуждения учёных степеней и званий. К сер. 19 в. в 5 У. (Виленский и Варшавский закрыты в 1831). учились св. 3 тыс. студентов - ок. У2 всех студентов страны (наиб. число - св. 800 - в Моск. ун-те).

В результате полемики в обществе, развернувшейся в связи с уставами У., мн. положения устава 1835 в 50-х гг. 19 в. были отменены. В 1863 опубликован новый устав, восстановивший в У. автономию и университетский суд, было разрешено создание науч. об-в; к преподаванию помимо ординарных и экстраординарных профессоров допускались приват-доценты; разделение ф-тов на отделения, открытие кафедр и др. вопросы внутр. жизни относились к ведению совета ун-та, г.,. •

У. получили право выпускать под собств. цензурой науч. и др. лит-ру и периодич. издания. В 1866 открыт Новороссийский ун-т в Одессе.

Очевидная недостаточность сети У. для огромной рос. империи вызвала широкое обществ, движение за обновление высшей школы. При активном участии университетской профессуры перестроили работу мн. проф. уч. заведения: фактически отраслевыми У. стали Петерб. технологич. ин-т, Моск. высшее техн. училище (1868), Петровская с.-х. академия в Москве (1865). Во 2-й пол. 19 в. появился обществ, сектор университетского образования, начало к-рому положили высшие женские курсы.

В кон. 50-х - нач. 60-х гг. в университетских центрах активизировалось сту-денч. движение, принявшее формы «хождения в народ» и обществ, инициатив по созданию общеобразоват. воскресных школ и курсов. В студенч. сходках и т. п. принимали участие представители нац. движений - польского, грузинского, украинского. Конфликты студентов с властями и последовавшие за ними студенч. волнения 60—70-х гг. 19 в. накалили обстановку в высшей школе, и в 1884 был принят новый устав У., вновь сокращавший права учёных и студенч. корпораций. Резко была сужена компетенция советов У., выборность ректора, деканов и профессоров заменена назначением попечителем уч. округа, за ходом преподавания введён надзор со стороны инспекторов МНП. Для студентов вводилась система дисциплинарных правил и взысканий.

К нач. 20 в. университетский устав 1884 фактически утратил своё значение. В 1905 изданы«Временные правила» высших учебных заведений, предоставившие советам У. права избрания ректора, проректора, деканов и профессоров, разрешившие создание студенч. орг-ций и проведение студенч. собраний при ответственности за них профессорской коллегии. В 1911 большая группа профессоров Моск. ун-та ушла в отставку в знак протеста против вмешательства полиции во внутр. дела ун-та. Вместе с тем в нач. 20 в. расширился негосударств, сектор вузов университетского статуса; наиб. широко известен Моск. гор. нар. ун-т им. А. Л. Шанявского (осн. в 1908). С нач. 20 в. науч. общественность и спец. комиссия АН под рук. В. И. Вернадского предлагали широкий комплекс мер по развитию науки в России, частью к-рых было создание сети У. в губ. центрах. Но после Томского (осн. в 1888). был открыт только ун-т в Саратове (1909).

Проекты нового университетского устава разрабатывались МНП после 1905 и вносились в Гос. думу, но все они остались неутверждёнными. После Февр. революции 1917 Временное пр-во подготовило свой проект университетского устава, но он не был рассмотрен.

В условиях 1-й мировой войны новые уч.-науч. центры появились в Ростове (1916). на базе эвакуированного русского Варшавского ун-та, существовавшего с 1869, и Перми (1917; осн. как отделение Петрогр. ун-та). К кон. 1917 относительно стабильную работу продолжали 10 У., неск. лицеев и др. уч. заведений университетского статуса (св. 33 тыс. студентов).

После Окт. революции 1917 сов. пр-во уже в 1918 учредило новые У. в Н. Новгороде, Ярославле, Воронеже (сюда были эвакуированы в 1917 рус. профессора Юрьевского ун-та; оборудование и б-ка возвращены Эстонии в 1919), Иркутске, Симферополе (Таврический). В ведущих науч. центрах на базе частных вузов осн. гос. У.: 2-й и 3-й Петроградские (существовали до 1920), 2-й МГУ (1918- 1930). В 1920 осн. У. в Екатеринбурге и Владивостоке. При активной помощи рус. профессуры организованы У. в Ека-теринославе, Минске, Тбилиси и Баку.

Наркомпрос приступил к подготовке мер по созданию сов. высшей школы, ядром к-рой должны были стать гос. У. Их сложившаяся структура была изменена. По решению ЦК РКП(б). упразднены юрид. ф-ты и ист. отделения ист.-филол. ф-тов У. Вместо них созданы ф-ты обществ, наук (ФОН). с экон., политико-юрид. и ист. подразделениями. В У. вводились новые уч. дисциплины, учреждались новые кафедры, часть к-рых стала распространять свою работу и на др. ф-ты. Переструктурирование У. вело к перевыборам профессуры и дало возможность властям влиять на состав преподават. корпорации. Офиц. поддержку получили ком-мунистич. студенч. и преподават. организации, противопоставившие себя т. н. старой профессуре. Рабфакам, созд. в 1919 как подготовит, отделения, и комму-нистич. ячейкам предоставлялось право участия в самоуправлении; многие из них осуществляли и адм.-хоз. руководство У.

Отказ сов. пр-ва от идеи автономии высшей школы, отмена учёных степеней, классовый принцип в комплектовании студенч. состава, поспешная смена апробированных уч.-метод, систем У. раскололи преподават. корпус, привели к открытым конфликтам «старой» профессуры и т. н. академич. забастовкам. В условиях гражд. войны и сложной внутр. обстановки на терр. сов. России власти придали этим событиям политич. характер. В университетских центрах были распущены возникшие в революц. годы обществ, орг-ции; в 1922 десятки профессоров Москвы, Петрограда и др. городов были высланы за границу. Мн. учёные заключены в тюрьмы. Репрессии продолжались в течение 20-х и в 30-е гг.

Гл. задачей У. стала «подготовка кадров» для социалистич. строительства. В нач. 20-х гг. каждый из У. руководствовался «Положением», утверждавшимся Наркомпросом специально. В У. появились новые органы управления - президиумы и правления, к-рые, как и их председатели (ректоры), утверждались Глав-профобром. В состав распорядит. органов включались представители студентов и разл. категорий работников У., в т. ч. служащих, сотрудники губерн. ОНО, профсоюзов. В У. учреждались предметные комиссии, фактически заменившие кафедры. После принятия Положения о высших уч. заведениях (1922). У. были включены в систему централизов. адм. управления страной. Обществ. -политич. предметы постепенно заняли значит. часть уч. времени в программах У. (в сер. 20-х гг. - св. 340 ч). Для подготовки их преподавателей открылись Ин-ты красной профессуры, а также комму-нистич. У. Интересы восстановления хоз-ва и развитие прикладных отраслей науки заставили широко использовать потенциал вузов и их исследоват. учреждений; ряд НИИ создавался при ФОН. С сер. 20-х гг. началось формирование сов. системы подготовки науч. работников через аспирантуру при ГУ Се.

В процессе отраслевой реорганизации высшей школы (после 1929). на основе У. создано св. 400специализиров. техн., с.-х., мед. и др. учебных ин-тов, переданных из Наркомпроса хоз. наркоматам ВСНХ и др. ведомствам. Разукрупнены 2-й МГУ, Нижегородский, Иркутский, Смоленский и др. У. и их науч. подразделения. Реорганизация затронула и ф-ты старейших У. - Моск., Ленингр. и Томского.

Однако уже в 1-й пол. 30-х гг. стала очевидной неправомерность отказа от развития университетского образования. Часть разукрупнённых гос. У. была восстановлена. В 1933 в У. воссоздана факультетская структура. Как гл. задача У. провозглашена подготовка высококвали-фициров. специалистов по общенауч. дисциплинам, а также педагогов. С 1934 в У. восстановлен гуманитарный цикл подготовки: вновь открыты ист. ф-ты, позже к ним добавились геогр., экон., филол. и др. ф-ты. В кон. 30-х гг. управление ун-том вверено избираемому учёному совету и ректору; на ф-тах также учреждались собств. советы во главе с деканами. Ячейкой уч. и науч. работы становилась кафедра. В 1936 У. переданы в ведение Всес. К-та по высшей школе (ВКВШ). при СНК СССР.

Уч. планы У. вновь были пересмотрены в интересах углубления общетео-ретич. образования; во 2-й пол. 30-х гг. уч. планы были унифицированы. Для большинства университетских специальностей предусмотрены изучение пед. дисциплин и пед. практика. Первоначально было сокращено время на изучение обществ, наук, но вскоре оно вновь стало занимать значит. место в уч. планах за счёт включения обязат. изучения курса «История ВКП(б)». Университетское образование перешло на базу крупных лекционных курсов (ранее вытесненных методом проектов и др.), сочетавшихся с самостоят. уч. работой студентов в семинарах, лабораторных практикумах и др.

Накопленный в кон. 30-х гг. метод, опыт позволил и в трудные годы Вел. Отеч. войны уже в 1943 отказаться от сокращённых уч. планов и перейти к работе в нормальном уч. режиме. Ведущие рос. У. стали важным источником развития науч.-техн. потенциала СССР. Так, на основе физ.-техн. ф-та МГУ (осн. в 1943). в 1947 организован Моск. физико-техн. ин-т, на базе экон. и ист. подразделений МГУ учреждён МГИМО (с 1994 имеет статус гос. ун-та).

Занимая количественно незначит. место в сов. системе вузов, У. оказывали долговременное воздействие на развитие науки и высшей школы. Особое значение имел опыт интеграции науки, образования и практич. реализации исследоват. разработок, накопленный Новосибирским ун-том, (осн. в 1957). В кон. 50—70-х гг. созданы У. (на основе имевшихся пед. вузов). в столицах авт. республик РСФСР. и в крупных экон. центрах. Такие У. включали ф-ты соотв. хоз. профиля; они способствовали обеспечению мн. предприятий, науч. учреждений специалистами и развитию науки в своих регионах.

В кон. 80-х - нач. 90-х гг. в Рос. Федерации часть многоотраслевых техн., с.-х., мед. и др. вузов стали преобразовываться в соотв. профильные У. Появились и пед. У. (в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Рязани и др.). Начал работать Рос. гуманитарный ун-т (осн. в 1991 на базе Моск. ист.-архивного ин-та). Появились негосударств. У., среди них Моск. междунар. ун-т (осн. в 1991), Рос. православный ун-т (1992). Большинство У. работает по собств. уставам. При разнообразии моделей организации образо-ват. процесса для У. характерна общая тенденция к возрождению демократич. традиций отеч. У.; фундаментализация подготовки сочетается с многочисл. интегрированными и спец. курсами, что даёт возможность индивидуализировать и варьировать университетское образование. У. обеспечивают также широкий комплекс науч. исследований, являясь опорой вузовского сектора рос. науки. В 1997 насчитывалось св. 40 гос. У., св. 80 профилированных вузов университетского статуса, ок. 30 негосударств. У.

И. Б. Марцинковский.

Лит.: Ферлюдин П., Ист. обзор мер по высшему образованию в России, М., 1894; Рождественский С. В., Очерки по истории системы нар. образования в России в XVIII-XIX вв., СПБ, 1912; Эймонтова Р. Г., Рус. ун-ты на грани двух эпох, М., 1985; её же, Рус. ун-ты на путях реформы: шестидесятые годы XIX в., М., 1993; Гайденко В. П., СмирновГ. А., Западноевроп.наука в ср. века, М., 1989; И в а и о в А. Е., Высшая школа России в кон. XIX - нач. XX века, М., 1991; Высшее образование в России. Очерк истории. Под ред. В. Г. Кинелёва, М., 1995.

 

Просмотров: 718
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • БУДНЫЙ Беняш (кон. 16 - нач. 17 вв.)
  • Внешняя цель образования как государственно-общественного института
  • Второе значение образования как результата
  • ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ Министерства образования Рос. Федерации (ВАК России)
  • государственный образовательный стандарт высшей школы
  • дидактика высшей школы
  • ИНСТИТУТ И ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
  • Информационная система учёта успеваемости студентов
  • Клиническая психология: подготовка специалистов через аспирантуру
  • ЛЕВИАФАН или Материя, форма и власть гос-ва церковного и гражданского
  • методы обучения в высшей школе
  • мониторинг развития системы образования
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СЕТЬЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
  • Обеспеченность студентов средних специальных и высших учебных заведений сетью общественного питания
  • ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
  • ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
  • ПОСЛЕ ЭТОГО ЗНАЧИТ ПО ПРИЧИНЕ ЭТОГО
  • Система средств обучения (ССО), в состав которой входят средства обучения, функционирующие на базе средства ИКТ (ССО на базе ИКТ)
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • СТАЖИРОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • СТАТУС И МЕСТО СТАНДАРТА В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Учебно-исследовательская работа студентов (-УИРС)
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • цели обучения в высшей школе
  • ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
  • Численность студентов высших и средних специальных учебных заведений
  • ЧИСЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ (СТУДЕНТОВ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  • Численность учащихся (студентов) образовательных учреждений



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь