УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

осн. структурная единица уч.-воспитат. процесса; одно из средств реализации содержания образования в системе общих образоват. и проф. уч. заведений. Перечень и взаимосвязи У. п., их распределение по годам обучения или отд. периодам уч. года определяются учебным планом соответствующего уч. заведения. Закономерности обучения конкретному У. п., а также цели, содержание, методы, организац. формы и средства обучения раскрывает методика учебного предмета.

Все предметы, включённые в уч. план, реализуют цели обучения и воспитания в конкретном уч. заведении. Однако каждый У. п. имеет гл. функцию, выделяющую его ведущий компонент. Это могут быть предметные науч. знания (физика, химия, биология и др.), способы деятельности (иностр. яз., черчение), способности к определённому восприятию действительности (изобразит, иск-во, музыка). Содержание У. п. обусловлено спецификой объекта изучения. Предмет шк. изучения нельзя идентифицировать с соответствующей областью науки, т. к., во-первых, он специфично отражает её содержание (обращая внимание учащихся лишь на основы науки), во-вторых, в У. п. включаются системы общеразвивающих умений и навыков, в принципе не свойственных собственно содержанию науки.

У. п. не сводится к простой совокупности законов, понятий и методов науки, а включает.н. др. компоненты, такие, как умение воспринимать и анализировать информацию, принимать решение, планировать и контролировать свою деятельность и др.

Осн. цель общего образования - разностороннее развитие учащихся, к-рое предполагает помимо физич. и психич. становления человека формирование социального опыта личности, её мировоззрения, развитие социально ценных способностей, интересов, склонностей. Изучение каждого У. п. вносит свой вклад в воспитание учащихся, формирование мотивационно-волевых качеств личности. Этим сторонам развития личности соответствуют определённые базисные компоненты содержания образования, каждый из к-рых может быть представлен самостоят. У. п. (или циклом уч. дисциплин), поскольку имеет своё особое содержание, «не растворимое» в др. предметах. С др. стороны, каждый из этих компонентов включается в качестве составного элемента в содержание всех др. У. п., т. к. инвариантные виды деятельности характеризуются взаимовключённостью. См. также Межпредметные связи.

Содержание общего образования реализуется чаще всего в группах У. п., к-рые соответствуют каждому из компонентов опыта личности: умственному образованию - основы наук; нравств. воспитанию (формированию направленности личности) - предметы социального цикла; эстетич. воспитанию - предметы эстетич. цикла; воспитанию коммуникативности - предметы языкового цикла и т. д.

В содержание У. п. включаются науч. теории, имеющие мировоззренч. и позна-ват. значение, а также наиб. важный в пед. отношении фактологич. материал. Устанавливается рациональное соотношение между фактами и обобщениями, практич. и теоретич. работами учащихся, закладываются необходимые внутри-предметные связи, обеспечивается применение полученных знаний, умений и навыков в уч. и трудовой деятельности школьников. Соотношение знаний, умений и навыков, составляющих содержание отд. уч. дисциплины, различно. Наиб. велик удельный вес умений и навыков в предметах языкового цикла, в курсах математики, физики, черчения, физич. воспитания.

При определении глубины освещения тех или иных законов, теорий на каждой ступени обучения, а также степени детализации изучаемого материала используются результаты логич. и ист. анализа, материала науки, изучения опыта работы школ, экспериментов. Оптимальный (по трудности). вариант содержания, доступный учащимся для сознат. усвоения, является основой уч. программ и реализуется в учебниках с учётом осн. принципов обучения.

Лит.: Сох о p A. M., Логич. структура уч. материала, М., 1974; Журавлев И. К., Зорина Л. Я., Дидактич. модель уч. предмета, «Новые иссл. в пед. науках», 1979, № 1(33); их же, Представление об уч. предмете, в кн.: Теоретич. основы содержания общего ср. образования, М., 1983; Л с д и с в В. С., Содержание общего ср. образования, М., 1980, гл. 3,4. В. С. Леднев.

Просмотров: 1397
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся деятельность учителя
  • ОБРАЗОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЕ
  • ПРИМЕНЕНИЕ знаний, умений и навыков
  • ПРИМЕНЕНИЕ знаний, умений и навыков
  • ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА знаний, умений и навыков учащихся
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • СОДЕРЖАНИЕ ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Содержание образования
  • Содержание образования
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Содержание образования
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Содержание образования
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Содержание образования
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • Содержание образования и воспитания
  • Содержание обучения
  • содержание обучения
  • Содержание обучения
  • Содержание обучения
  • Содержание обучения
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
  • ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь