|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ТУРЦИЯ, Турецкая Республикагос-во в Зап. Азии и Юго-Вост. Европе. Пл. 780,6 тыс. км2. Нас. св. 56,5 млн. чел. (перепись, 1990), св. 80% - турки, живут также курды, арабы, лазы и др. Офиц. яз. - турецкий. Столица - Анкара. Образование в Османской империи долгое время сохраняло традиц. религ. характер. Мусульмане обучались в мектебах, медресе и высш. духовных академиях - куллиятах. Немусульманские общины пользовались культурной автономией и создавали свои школы. При султанском дворе имелись особые уч. заведения, в к-рых готовились дипломаты и воен. специалисты. В 18 - 1-й пол. 19 вв. были открыты воен. уч. заведения с европ. системой преподавания (первое - в 1737). Первые гос. общеобразоват. нач. школы учреждены в 40-х гг. 19 в. (ступени - «сыбьян мектеби» и «рюштие»), позднее - средние («идадие»). Уч. программы в них наряду с религ. дисциплинами включали арифметику, геометрию, географию, историю. В 40—50-х гг. открывались гражд. проф. школы, в 1868 - элитарный Султанский лицей в Галатасарае (Стамбул). В соответствии с «Органическим законом о всеобщем образовании» (1869). все уч. заведения подразделялись на гос. и частные, за к-рыми гос-во устанавливало лишь общий надзор. Гос. 5-летние нач. школы делились на 2 ступени (3 2), 6-летние средние - на 3-летние неполные и 3-летние полные (лицеи). В 1870 осн. Стамбульский ун-т. В 1870- 1880-х гг. было создано неск. отраслевых училищ: инженерное, торговые, финансовое, путей сообщения. Определённую роль в развитии светского образования сыграли ср. и высш. уч. заведения, содержавшиеся иностранцами (напр., амер. Роберт-колледж в Стамбуле, осн. в 1863); доступ в них был открыт для османских подданных - мусульман (56% учащихся иностр. заведений в 1911). К 1908 в Османской империи насчитывалось более 35 тыс. светских уч. заведений, в их числе - ун-т, 10 проф. училищ, 2 лицея, ок. 200 ср. школ («идадие»). Грамотность населения составляла к нач. 20-х гг. 20 в., по разным оценкам, от 4 до 10%. Система образования начала радикально изменяться после провозглашения республики (1923). В 1924 введено обязат. бесплатное нач. образование для детей обоего пола с 7 лет, в 1927 - совместное обучение на всех уровнях. Была проведена последовательная секуляризация школы, упразднены медресе, в 1928 введён лат. алфавит (вместо арабского). С 1929 началась кампания по ликвидации неграмотности; было создано св. 20 тыс. курсов, к-рые охватили св. 1 млн. чел. Низкий жизненный уровень, недостаток преподавателей, шк. помещений и оборудования тормозили развитие образования. Тем не менее за годы республики в основном ликвидирована неграмотность: доля грамотных возросла с 18% (1927). до 80,5% (1990), доля учащихся в составе населения - с 4% (1927). до 19,4% (кон. 80-х гг.); сформировались нац. пед. кадры; создана многопрофильная система ср. спец. и высш. образования. В 1973 введено обязат. 8-летнее обучение. Современная система образования ставит задачами обеспечение полного охвата базовой школой детей соответствующих возрастных групп; решение проблемы подготовки квалифициров. специалистов всех уровней. Руководство образованием осуществляет Мин-во по делам нац. просвещения, молодёжи и спорта; в илях (губерниях). и ильче (уездах). имеются соответствующие директораты. На нужды образования в 1991 выделено гос-вом св. 17% расходной части консолиди-ров. бюджета, или ок. 3% ВНП, Постепенное относительное сокращение гос. расходов компенсируется инвестициями в сферу образования частного сектора, стимулируемыми гос-вом. Первое звено системы образования - дошкольное воспитание детей сЗдо 6—7 лет. Оно осуществляется в садах и дошк. классах. В нач. 90-х гг. насчитывалось св. 4,5 тыс. дошк. учреждений (ок. 8 тыс. воспитателей и ок. 87 тыс. воспитанников; охват - св. 5% соответствующей возрастной группы). Общее образование. Нач. 5-летняя школа - 1-я ступень обязат. базового 8-летнего образования для детей от 6—7 до 14 лет. В 1991/92 уч. г. имелось ок. 50,7 тыс. школ (6880 тыс. учащихся, 220,9 тыс. учителей). В программу нач. школы входят: тур. язык, естествознание, арифметика, курс естественных (4-е и 5-е кл.). и обществ, наук (4-е и 5-е кл.), мораль и религия, рисование, пение и музыка, игры (1-е и 3-й кл.), физкультура (4-е и 5-е кл.), ручной труд и домоводство (4-е и 5-е кл.). Охват нач. школой детей соответствующих возрастов составил 95%. Ср. школа - 6-летняя, имеет 2 ступени. 1-я ступень ср. образования - неполная ср. школа (3 г.; составляет одновременно 2-ю ступень базового); 2-я ступень - полная ср. школа (лицей). В 1991/92 уч. г. насчитывалось ок. 7 тыс. неполных ср. школ, в т. ч. св. 200 частных (всего 2403 тыс. учеников; 50,9 тыс. учителей; охват детей - 59%); св. 1,9 тыс. лицеев, в т. ч. 202 частных (всего св. 890 тыс. учащихся; 66 тыс. учителей; охват детей - ок. 23%). Обучение в лицее платное. В программу неполной ср. школы входят в качестве обязат. предметов тур. яз., математика, курсы обществ, и естеств. наук, иностр. язык, рисование, пение и музыка, физич. воспитание, мораль и религия. Недельная уч. нагрузка по обязат. предметам составляет 25 ч, по предметам по выбору (в их число входят профориентация, внекл. и внешк. занятия и др.) - от 8 до 16 часов. В лицее первый год всё обучение строится по единой программе; в последующие годы учащиеся распределяются по двум отделениям: гуманитарному и естеств.-математическому. Изучаются тур. язык и лит-ра, психология (2 года), философия (последний год), мораль, история, история иск-ва (на гуманитарном отделении), география, математика, биология, физика, химия, иностр. языки, физкультура, курс патриотич. воспитания и др. По 2 ч в неделю на каждом году обучения отводится на предметы по выбору и по 3 часа - на профориентацию, внекл. и внешк. деятельность. Осн. стационарные уч. заведения системы профессионально-технического образования - техн. и проф. лицеи (3—4 года после неполной ср. школы). и техн. ин-ты (4 года). В 1991/92 уч. г. насчитывалось св. 2,9 тыс. соответствующих уч. заведений (св. 970 тыс. учащихся). Всего в системе проф.-тех. образования в нач. 90-х гг. обучалось ок. 1,5 млн. чел. Общее руководство и координацию деятельности проф.-тех. уч. заведений осуществляет соответствующий департамент Мин-ва по делам нац. просвещения, молодёжи и спорта. Система религ. образования в Турции включает в себя школы служителей культа (имам-хатибов) - ср. школы и лицеи, а также теологич. лицей и ф-ты неск. ун-тов. Эта система охватывала в нач. 90-х гг. ок. 350 тыс. чел. Подготовка учителей для нач. школ осуществляется с 1982 в 2-годичных колледжах при ун-тах; для ср. школ - на 4-годичных пед. ф-тах. Руководит высшей школой с 19§1 Совет по высш. образованию (СВО) - правительственный орган в составе 25 чел. (8 назначаются президентом республики, остальные - представители Межуниверситетского совета, Совета Министров, Мин-ва по делам национального просвещения, молодёжи и спорта и др.). СВО осуществляет планирование развития высш. школы, решает организационные, кадровые и финанс. вопросы, определяет содержание уч. программ, выдаёт разрешение на открытие новых ун-тов и лицеев или принимает решение об их учреждении, решает дисциплинарные вопросы. Единым типом гражд. высш. уч. заведения является ун-т. С 1984 неполные высшие и высшие (неуниверситетского типа). уч. заведения были переданы унтам и существуют на правах их колледжей (с 2-годичной уч. программой). и ф-тов (с 4-годичной). По Закону о высш. образовании (1981). ун-ты лишены адм. автономии. Ректоры ун-тов назначаются президентом страны, деканы ф-тов - СВО. В 1991/92 уч. г. в вузах страны было занято св. 35 тыс. преподавателей и обучалось св. 750 тыс. студентов. Обучение (4—6 лет). платное. Сроки очного обучения жёстко фиксированы. Поступающие проходят тестирование в центрах при СВО и затем сдают письменные экзамены в ун-тах. В 1991 насчитывалось 29 ун-тов, в т. ч. 28 гос., 1 частный (ун-т Билькент в Анкаре, осн. в 1987). Ун-ты подразделяются на общие, специализированные (технические), «европейские» (с преподаванием Hai англ. яз.), региональные (готовят кадры для определённого региона), местные (провинциальные). В кон. 80-х гг. более 50% студентов обучается по негуманитарным специальностям. Крупнейшие ун-ты: Стамбульский (ведёт историю с 1453, реорганизован в 1927 и 1933; св. 20 ф-тов, св. 2,9 тыс. преподавателей, 46 тыс. студентов), Анкарский (1946; 19 ф-тов, св. 3 тыс. преподавателей, 33 тыс. студентов), Технический в Стамбуле (осн. в 1944, ведёт историю с 1773; 15 ф-тов, св. 1,8 тыс. преподавателей, 19,3 тыс. студентов), Ун-т «Хаджет-тепе» в Анкаре (1967; 24 ф-та, ок. 2,8 тыс. преподавателей, 24,8 тыс. студентов), Эгейский ун-т в Измире (1955; 17 ф-тов, ок. 2 тыс. преподавателей, 19 тыс. студентов), Средневосточный техн. в Анкаре с преподаванием на англ. яз. (1956; 6 ф-тов, св. 1,8 тыс. преподавателей, 16,5 тыс. студентов). В системе образования взрослых широкое распространение получили разл. формы нестационарного обучения - проф. курсы, «открытые» уч. заведения. Их деятельность координируется Центром переподготовки и усовершенствования специалистов в области пром-сти (созд. в 1991). В 1987 в системе «открытого» обучения получили подготовку св. 1,4 млн. чел. Лит.: Новичев А. Д., История Турции, т. 1—4, 1963—78; Желтяков А. Д., Петросян Ю. А., История просвещения в Турции, М., 1965; Цейкович К. Н., Система образования в Турции, М., 1976; Турция- история и современность, М., 1988, с. 79- 88; Турция: новые тенденции экономического развития в 80-е годы, М., 1991, с 163—84). А. Г. Осипов.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|