Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 ТРЕВОЖНОСТЬ



ТРЕВОЖНОСТЬ

переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи Субъективно ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, чувство беспомощности и неопределенности На физиол. уровне реакции т.п.роявляются в учащении дыхания и сердцебиения, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицат. эмоциональную окраску.

В отличие от страха, к-рый порождается конкретными причинами и связан гл. обр. с угрозой самому существованию человека как живого существа, Т обычно имеет неопределенный характер и возникает при угрозе (нередко воображаемой). человеку как личности.

В психологии различают Т как эмоциональное состояние (ситуативная Т). и как устойчивую черту (личностная Т), индивидуальную психол особенность, проявляющуюся в повышенной склонности к переживаниям тревоги и беспокойства без достаточных оснований.

Ситуативная Т порождается объективными условиями, содержащими вероятность неуспеха и неблагополучия (в частности, в ситуации оценки способностей и достижений личности, напр. на экзамене и т и). В таких условиях Т может играть положительную роль, т к способствует концентрации энергии на достижении желаемой цели, мобилизации резервов организма и личности для преодоления возможных трудностей Ситуативная Т имеет приспособительный характер, если не превосходит определенного оптимального уровня Безразличие к трудностям и безответственное отношение к поставленным целям при полном отсутствии ситуативной Т снижают эффективность деятельности и не позволяют добиться наилучших результатов Однако и повышенная ситуативная Т, при к-рой возбуждение и беспокойство значит. ельно превышают уровень возможных затруднений, снижает результативность деятельности Т о, повышенная ситуативная Т имеет дез-адаптивный характер Оптимальным является такой уровень Т, к-рый соотносим с объективными условиями, ее вызвавшими, и к-рый достаточен для мобилизации сил на преодоление возникающих препятствий.

Существуют т.н. возрастные пики Т На определенных возрастных этапах повышение Т бывает связано с неблагополучием в наиб. значимой для человека сфере действительности У детей раннего возраста Т порождается разлукой с матерью В возрасте 6—7 лет гл. роль играет адаптация к школе, в мл подростковом - общение со сверстниками, в ст подростковом - общение со взрослыми (родителями и учителями), в ранней юности - отношение к будущему и проблемы, связанные с сексуальной сферой.

Ситуативную Т у детей может провоцировать резкое изменение привычной обстановки (напр., расставание с родителями, поступление в дет. сад и школу), а также нарушение отношений со сверстниками В шк. возрасте особенно значимы ситуации публичной оценки, в т.ч. ответ у доски, контрольные работы и т.н. Для профилактики ситуативной Т важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем Целесообразно предварительное «проигрывание» наиб. трудных ситуаций.

Особого внимания требуют дети с устойчивой личностной Т Вопрос о ее происхождении остается дискуссионным Специалисты, рассматривающие Т как свойство темперамента, подчеркивают природную обусловленность Т индивидуальными особенностями эндокринной и нервной систем При рассмотрении Т как характеристики личности решающая роль в ее возникновении признается за социальными факторами.

Выделяется т.н. связанная Т, проявляющаяся в определенной сфере действительности (школьная, межличностная и др.), и общая, «разлитая», т с меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека Школьная Т выражается в постоянной боязни неудачи в классе, ожидании негативной оценки, конфликтов со сверстниками, а также боязни контрольных работ, ответов у доски, экзаменов Страх перед экзаменами как наиб. сложными и критическими оценочными ситуациями иногда выделяется в особый вид экзаменационной (тестовой). Т Следствием школьной Т оказываются затруднения и срывы в учебе, не связанные со знаниями ученика, резкое ухудшение результатов контрольных и экзаменационных работ по сравнению с обычными классными и домашними, нарушения поведения, нев-ротич реакции и психосоматич нарушения Значит. роль в возникновении школьной Т в мл классах играют чрезмерно высокие требования к ребенку со стороны родителей и демонстрация разочарования в нем всякий раз, когда он эти ожидания не оправдывает В ст шк. возрасте школьная Т порождается расхождением между притязаниями учащегося и его реальными возможностями.

Преодоление личностной Т, в т.ч. и школьной, требует спец. психотерапев-тич работы, ориентированной на источник Т От педагогов и родителей требуется повышенное внимание к потребностям ребенка, создание обстановки, способствующей формированию у него уверенности в своих силах Важную роль играет также устранение Т у самих воспитателей с целью исключить возможность психич. «заражения» ребенка этим состоянием.

Лит Петрунек В П, Таран Л Н, Колыбель неврозов, M, 1988, Б p e слав Г M, Эмоциональные особенности формирования личности в детстве норма и от клонения, M, 1990, ЗахаровА И, Как предупредить отклонения в поведении ребенка, M, 19932, Степанов С С, Большие проблемы маленького ребенка, M, 1994

Просмотров: 1313
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • "F62" Стойкие изменения личности, не связанные с повреждением или болезнью головного мозга
  • "F98" Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  • F60 — F62 Специфические, смешанные и другие личностные расстройства, а также продолжительные изменения личности
  • F61.1 Причиняющие беспокойство изменения личности
  • F68.8 Другие уточненные расстройства личности и поведения в зрелом возрасте
  • F69 Расстройство личности и поведения в зрелом возрасте неуточненное
  • F90-F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
  • “РОЛЬ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЕЗЬЯНЫ В ЧЕЛОВЕКА”
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым в раннем возрасте. Л. Н. Галигузова
  • Диагностика субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) Н. Я. Семаго
  • Другие расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (F68.-)
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • Личностнопсихологические проблемы родителей, решаемые за счет ребенка
  • НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Общение в условиях крупномасштабных критических инцидентов: роль СМИ
  • Общение и искусство: роль эмпатии
  • Отклонения личности самих родителей
  • ПОЛНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • РЕГРЕССИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ И В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
  • РОЛЬ БОЛЬНОГО или РОЛЬ ПАЦИЕНТА
  • Роль больного или роль пациента
  • СИТУАТИВНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ ЯЗЫКА
  • СИТУАТИВНАЯ ДЕТЕРМИНАНТА
  • СИТУАТИВНАЯ СТРЕССОВАЯ РЕАКЦИЯ
  • Ситуативная вариативность языка
  • Ситуативная стрессовая реакция
  • Ситуативная стрессовая реакция
  • Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь