ТОЛЛЬ Феликс Эммануил Густавович

рус. писатель, педагог и библиограф. Окончил Гл. пед. ин-т в Петербурге (1844). Преподавал рус. яз., словесность и историю в Астраханской гимназии, затем в Финляндском кадетском корпусе (Фридрихсгам), Гл. инж. уч-ще и Петерб. школе кантонистов. В 1849 по делу петрашевцев был сослан на каторжные работы (в Томскую губ.), где пробыл св. 2 лет. По возвращении из ссылки (1857). занимался лит. трудом, печатая беллетристич. произведения в журн. «Отеч. записки» и «Рус. слово», библио-графич. статьи в «Журнале для воспитания», «Книжном вестнике», журн. «Учитель». Участвовал в деятельности Петерб. пед. собрания (об-ва). и предложил «Проект устава низших и ср. училищ, состоящих в ведомстве Мин-ва нар. просвещения» («Современник», 1860, № 8—9), был инициатором создания спец. комиссии экспертов при Петерб. к-те грамотности для отбора книг в нар. б-ки и т. п. Один из инициаторов создания Василеостровского бесплатного уч-ща, возглавленного Ф. Ф. Резенером.

В ст. «О первоначальном (элементарном). обучении..» («Рус. слово», 1859, № 7). изложил свои взгляды на вопросы воспитания и обучения детей мл. возраста (4—9 лет). Он полагал, что множественность типов нач. школ - лучшее средство для распространения просвещения в стране. Рассматривал первонач. обучение как приобщение к науке. Первый цикл нач. обучения должен, по мнению Т., начинаться с естествознания. Во 2-м цикле ребёнок в доступной для него форме будет знакомиться с отд. сторонами обществ, быта («мир цивилизации») и окружающим его миром (родной город, архитектурные памятники, музеи, б-ки и т. д.). Вместо преподавания истории предложил изучение т. н. «Детского Плутарха» - свода сведений об ист. лицах и фактах, к-рые останутся в памяти ребёнка и помогут впоследствии при подробном изучении истории; а вместо уроков географии в классе - ознакомление с местностью, в к-рой живёт ребёнок. Рассматривал вопросы обучения в тесной связи с воспитанием нравств. понятий. Подчёркивал, что кроме развития умственного необходимо воспитание сердца и, главное, воли. К методам нравств. воспитания относил упражнения чувств ребёнка, а не проповеди и рассуждения.

Один из основоположников библиографии дет. лит-ры, отеч. пед. библиографии, обширный ист. обзор к-рой под назв. «Пед. обозрение» поместил в журн. «Учитель» (1862, № 1,3,5,7,14,19). Исключительно важное значение в вос-питаниии и обучении Т. придавал книге, влияние к-рой он считал почти равнозначащим живому слову. Создал систему отбора лучших книг для дет. чтения. Свои требования к дет. книгам, их содержанию изложил в кн. «Наша дет. лит-ра. Опыт библиографии совр. отеч. дет. литры, преимущественно в воспитат. отношении» (1862). Определил также принципы деления книг по возрастным категориям юных читателей.

Соч.: Нечто о воспитании воображения у детей, ЖМНП, 1860, № 9, отд. 1, с. 191—250; Настольный словарь для справок по всем отраслям знания., т. 1—3, СПБ, 1863—64; Необходимое дополнит, приложение к «Настольному словарю», СПБ, 1866.

Лит.: 3 и и с в и ч Н. А., Ф. Г. Толль. Очерк жизни и деятельности, М., 1964. Н. А. Зиневич.

Просмотров: 474
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • »ВОПРОСЫ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА»
  • »ИНДЕКС ЗАПРЕЩЕННЫХ КНИГ»
  • В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести
  • ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
  • Гуманизация воспитания и обучения
  • Гуманизация воспитания и обучения
  • Диагностика ошибок по результатам обучения (учебной деятельности)
  • ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ (ОБУЧЕНИЯ)
  • Индивидуализация воспитания и обучения
  • Индивидуализация обучения и воспитания
  • КЛИНИКА ДЕТСКОГО ВОСПИТАНИЯ
  • КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ (обучения)
  • Клиника детского воспитания
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • ПЕРВЫЙ РЕБЁНОК
  • ПРИЕМ ВОСПИТАНИЯ (обучения)
  • ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ
  • ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
  • ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
  • ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
  • ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
  • Персонализация воспитания (и обучения)
  • Принципы воспитания
  • Принципы воспитания
  • Принципы воспитания военнослужащих
  • Прочность, осознанность и действенность результатов воспитания и обучения
  • РОДНОЙ ЯЗЫК в школе Рос. Федерации с нерусским языком обучения
  • Средства обучения и воспитания
  • ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ)
  • ТОЛЛЬ Феликс Эммануил Густавович (1823-1867)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь