ТИФЛОТЕХНИКА

(от греч. typhlos - слепой и техника), отрасль приборостроения, занимающаяся конструированием и производством тифлотехн. средств (тифлоприборов). для людей с аномалиями зрения (слабовидящих, слепых, слепоглухонемых). с целью коррекции или компенсации нарушенных зрительных функций, а также для развития и восстановления зрения. Коррекция неполноценного зрения осуществляется путём усиления полезного оптич. сигнала (яркости, контрастности и др. характеристик объекта). на сетчатке глаза с помощью обычных (корригирующих). очков. В тех случаях, когда при пониженном зрении обычная коррекция неэффективна, используются спец. оптические, телевизионные, светотехн. средства. Для компенсации нарушенных функций зрительного анализатора применяются тифлоприборы, с помощью к-рых визуальная информация преобразуется (перекодируется). в сигналы, доступные для восприятия посредством слуха и (или). осязания. При разработке тифлоприборов Т. опирается на физиологию, офтальмологию, тифлопедагогику, тифлопсихологию, физиол. и физ. оптику и др. техн. науки. Т. также использует достижения инж. психологии, эргономики, техн. эстетики, теории связи, кибернетики (техн., биол.).

Т. играет существенную роль в трудовой и социальной реабилитации инвалидов по зрению. В зависимости от направления различают учебную, производственную и бытовую Т. Задача учебной Т. - развитие уч. материально-техн. базы, способствующей совершенствованию содержания и методов обучения, оптимизации уч. процесса, а также производств, подготовке незрячих. Цель производственной Т. - создание возможности инвалидам по зрению выполнять с помощью спец. приборов и приспособлений ранее недоступные им производств, операции и контрольно-измерит. работы.

Бытовая Т. разрабатывает тифлотехн. средства, облегчающие ориентировку слепых и слабовидящих в пространстве и расширяющие восприятие ими окружающих предметов и бытовых явлений, а также создаёт приборы (коммуникаторы), помогающие общению инвалидов по зрению друг с другом и со зрячими.

Совр. Т. разрабатывается на принципах системного подхода к взаимодействию человека с нарушением зрения и используемого им тифлотехн. средства. Назначение тифлотехн. системы - получение человеком (оператором). необходимого ему объёма информации, достаточного в заданных условиях для взаимодействия его с окружающей средой. Функции между человеком и тифлотехн. средством распределяются так, чтобы положит, качества, присущие им как звеньям системы, дополняли друг друга.

К применяемым для слабовидящих оптич. средствам коррекции относятся разл. рода лупы (ручные, опорные, стационарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные), моно- и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты (эпи- и диапроекторы). Телевизионные устройства (индивидуального и коллективного использования). для слабовидящих позволяют увеличивать изображение в 60 раз. Яркость и контрастность изображения могут устанавливаться самим пользователем. Дисплеи для слабовидящих работают по принципу преобразования входной кодовой информации в изображение знаков и символов на сегментных, матричных или растровых индикаторах. При трубчатом зрении, гемианопсии применяют оптич. системы, изменяющие в необходимых пределах поле зрения. Для лиц, зрение к-рых ухудшается в условиях повышенной освещённости, используются корригирующие линзы из стекла - цветного или из бесцветного с покрытием.

Для слепых разработаны различные по сложности устройства и приспособления: «ниткопродёргиватель» (для вдевания нитки в иголку), спец. трости, способствующие ориентировке при самостоят. передвижении, приборы для ручного письма по системе Л. Брайля, приборы для рельефного черчения и рисования, т. н. говорящие книги - тиражированные на грампластинках и магнитофонных лентах записи текстов.

Для самостоят. чтения слепыми обычного печатного или рукописного издания предназначаются «читальные машины», одни из к-рых преобразуют изображение печатных и рукописных знаков текста в рельефно-точечные изображения на рельефных матричных экранах, а также в рельефные условные знаки или знаки рельефной азбуки Брайля, другие - в слуховые условные полифонич. сигналы, соответствующие определённым буквам, или в синтезиров. речь.

В школах для незрячих с помощью свето- и магнитоэлектрич. устройств, преобразующих световые сигналы в слуховые или тактильные, учащиеся могут воспринимать как близко расположенные, так и удалённые объекты, определять их яркость, а также характер их перемещения в пространстве, фиксировать наличие магнитного поля и т. п. При программиров. обучении слепых и слепо-глухонемых применяются дефектологич. обучающие машины и др. техн. устройства типа тренажёров-репетиторов.

Для ориентировки в пространстве перспективны ультразвуковые локаторы, при помощи к-рых слепые получают информацию о расположении предмета и расстоянии до него. В целях улучшения физич. подготовки и развития двигат. активности слепые дети привлекаются к занятиям спортом, для чего разработаны спец. тренажёры, звуковые мишени, звучащие мячи и т. п.

Лит.: Сверлов В. С., Тифлотехника, М., 1960; Алексеев О. Л., Использование обучающих машин при обучении слепых учащихся, Свердловск, 1964; Муратов Р. С., Техн. средства обучения слепых и слабовидящих школьников, М., 1968; Техн. средства обучения спец. назначения, Владимир, 1969; Усик В. А., Техн. средства для инвалидов по зрению, М., 1980; его же, Спец. средства коррекции для лиц с пониженным зрением, М., 1981. О. Л. Алексеев.

Просмотров: 3648
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
  • Азбука для слепых
  • Десенсибилизация и коррекция переработки информации с помощью движений глазных яблок
  • Контролирующие технические средства обучения
  • Материальные средства обучения
  • СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
  • СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
  • СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
  • СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
  • СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ РИТОРИКЕ
  • Система средств обучения (ССО), в состав которой входят средства обучения, функционирующие на базе средства ИКТ (ССО на базе ИКТ)
  • Средства информатизации и коммуникации (средства ИК) образовательного назначения
  • Средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ)
  • Средства массовой информации
  • Средства обучения
  • Средства обучения
  • Средства обучения
  • Средства обучения
  • Средства обучения аудиовизуальные
  • Средства обучения визуальные
  • Средства обучения звуковые
  • Средства обучения и воспитания
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО)
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО).
  • Технические средства обучения (ТСО)
  • Технические средства обучения (ТСО)
  • средства обучения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь