|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ТИФЛОТЕХНИКА(от греч. typhlos - слепой и техника), отрасль приборостроения, занимающаяся конструированием и производством тифлотехн. средств (тифлоприборов). для людей с аномалиями зрения (слабовидящих, слепых, слепоглухонемых). с целью коррекции или компенсации нарушенных зрительных функций, а также для развития и восстановления зрения. Коррекция неполноценного зрения осуществляется путём усиления полезного оптич. сигнала (яркости, контрастности и др. характеристик объекта). на сетчатке глаза с помощью обычных (корригирующих). очков. В тех случаях, когда при пониженном зрении обычная коррекция неэффективна, используются спец. оптические, телевизионные, светотехн. средства. Для компенсации нарушенных функций зрительного анализатора применяются тифлоприборы, с помощью к-рых визуальная информация преобразуется (перекодируется). в сигналы, доступные для восприятия посредством слуха и (или). осязания. При разработке тифлоприборов Т. опирается на физиологию, офтальмологию, тифлопедагогику, тифлопсихологию, физиол. и физ. оптику и др. техн. науки. Т. также использует достижения инж. психологии, эргономики, техн. эстетики, теории связи, кибернетики (техн., биол.). Т. играет существенную роль в трудовой и социальной реабилитации инвалидов по зрению. В зависимости от направления различают учебную, производственную и бытовую Т. Задача учебной Т. - развитие уч. материально-техн. базы, способствующей совершенствованию содержания и методов обучения, оптимизации уч. процесса, а также производств, подготовке незрячих. Цель производственной Т. - создание возможности инвалидам по зрению выполнять с помощью спец. приборов и приспособлений ранее недоступные им производств, операции и контрольно-измерит. работы. Бытовая Т. разрабатывает тифлотехн. средства, облегчающие ориентировку слепых и слабовидящих в пространстве и расширяющие восприятие ими окружающих предметов и бытовых явлений, а также создаёт приборы (коммуникаторы), помогающие общению инвалидов по зрению друг с другом и со зрячими. Совр. Т. разрабатывается на принципах системного подхода к взаимодействию человека с нарушением зрения и используемого им тифлотехн. средства. Назначение тифлотехн. системы - получение человеком (оператором). необходимого ему объёма информации, достаточного в заданных условиях для взаимодействия его с окружающей средой. Функции между человеком и тифлотехн. средством распределяются так, чтобы положит, качества, присущие им как звеньям системы, дополняли друг друга. К применяемым для слабовидящих оптич. средствам коррекции относятся разл. рода лупы (ручные, опорные, стационарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные), моно- и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты (эпи- и диапроекторы). Телевизионные устройства (индивидуального и коллективного использования). для слабовидящих позволяют увеличивать изображение в 60 раз. Яркость и контрастность изображения могут устанавливаться самим пользователем. Дисплеи для слабовидящих работают по принципу преобразования входной кодовой информации в изображение знаков и символов на сегментных, матричных или растровых индикаторах. При трубчатом зрении, гемианопсии применяют оптич. системы, изменяющие в необходимых пределах поле зрения. Для лиц, зрение к-рых ухудшается в условиях повышенной освещённости, используются корригирующие линзы из стекла - цветного или из бесцветного с покрытием. Для слепых разработаны различные по сложности устройства и приспособления: «ниткопродёргиватель» (для вдевания нитки в иголку), спец. трости, способствующие ориентировке при самостоят. передвижении, приборы для ручного письма по системе Л. Брайля, приборы для рельефного черчения и рисования, т. н. говорящие книги - тиражированные на грампластинках и магнитофонных лентах записи текстов. Для самостоят. чтения слепыми обычного печатного или рукописного издания предназначаются «читальные машины», одни из к-рых преобразуют изображение печатных и рукописных знаков текста в рельефно-точечные изображения на рельефных матричных экранах, а также в рельефные условные знаки или знаки рельефной азбуки Брайля, другие - в слуховые условные полифонич. сигналы, соответствующие определённым буквам, или в синтезиров. речь. В школах для незрячих с помощью свето- и магнитоэлектрич. устройств, преобразующих световые сигналы в слуховые или тактильные, учащиеся могут воспринимать как близко расположенные, так и удалённые объекты, определять их яркость, а также характер их перемещения в пространстве, фиксировать наличие магнитного поля и т. п. При программиров. обучении слепых и слепо-глухонемых применяются дефектологич. обучающие машины и др. техн. устройства типа тренажёров-репетиторов. Для ориентировки в пространстве перспективны ультразвуковые локаторы, при помощи к-рых слепые получают информацию о расположении предмета и расстоянии до него. В целях улучшения физич. подготовки и развития двигат. активности слепые дети привлекаются к занятиям спортом, для чего разработаны спец. тренажёры, звуковые мишени, звучащие мячи и т. п. Лит.: Сверлов В. С., Тифлотехника, М., 1960; Алексеев О. Л., Использование обучающих машин при обучении слепых учащихся, Свердловск, 1964; Муратов Р. С., Техн. средства обучения слепых и слабовидящих школьников, М., 1968; Техн. средства обучения спец. назначения, Владимир, 1969; Усик В. А., Техн. средства для инвалидов по зрению, М., 1980; его же, Спец. средства коррекции для лиц с пониженным зрением, М., 1981. О. Л. Алексеев.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|