Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВОвид деятельности учащихся, результатом к-рой является техн. объект, обладающий признаками полезности и субъективной (для учащихся). новизны Т.т. развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к учебе и выбору профессии, приобретению практич. умений, развитию творч способностей и др. Т.т. может рассматриваться в неск. аспектах как метод обучения и развития учащихся, как форма внеурочной работы и как массовое движение молодежи Как метод обучения Т.т. углубляет знания, развивает умение применять их в новых условиях Пути Т.т. разрабатываются педагогами с учетом данных психологии творческой деятельности Осн.путь организации его - создание проблемной ситуации и формулировка творческих задач конструкторского типа (см Конструирование, Моделирование). По своему характеру Т.т. - процесс циклический, он включает ряд последо-ват этапов анализ исходных фактор и выдвижение проблемы, интуитивное построение гипотезы (осн.идеи будущего техн. решения), логич. развитие идеи и детализация проекта, воплощение проекта в рисунке, чертеже, модели, наконец, материальное - в натуре. Центр момен Т.т. - нахождение гл. идеи техн. решения, требующей обоснования, расчетов и эксперим. проверки. Положит. эмоции мобилизуют интеллектуальный потенциал и повышают продуктивность мыслит. деятельности. По данным Дж II Гилфорда, интеллектуальный потенциал человека определяется уровнем развития ряда элементарных способностей, таких, как чувство проблемы, способность установить причинную связь и предвидеть ход явления или действия механизма, способность к продуктивному дивергентному и конвергентному переносу идеи в образной, знаковой или семантической форме В уч. процессе творческие способности развиваются спец. «изобретательскими» упражнениями типа «черный ящик» (напр., по косвенным данным догадаться о принципе действия скрытого механизма). и др. Этап осмысления и самостоят.формулировки проблемы может оказаться очень длительным, поэтому он чаще всего реализуется с помощью учителя Второй этап наиб. ценен для развития способностей, здесь важна самостоятельность учащихся Учителю предстоит найти пути к ознакомлению учащихся с нек-рыми эвристич методами, в т.ч. изобретательства (перенос, аналогия, комбинирование, утрирование и др.), а также с дополнит.н. справочной лит-рой Завершающий этап Т.т. - материальное осуществление проекта, проверка правильности найденного решения - имеет большое воспитат. значение Успешный результат дает учащимся чувство радости и удовлетворения, и, наоборот, слишком частые неудачи ведут к потере интереса. Правильный подбор системы творческих упражнений и создание необходимых условий для достаточно быстрого и высококачественного выполнения проекта (использование спец. инструментов, совр. технологий, материалов и др.). способствуют возбуждению и поддержке мотивации учения и положит. эмоций у учащихся. Т.т. широко применяется на завершающем этапе изучения тем по математике, информатике, труду и предметам естествознания. На уроке в зависимости от поставленной пед. цели Т.т. иногда достаточно ограничиться выдвижением идеи или принципа действия изобретения, в др. случаях следует добиваться выполнения расчетов, рисунка, чертежей, модели На внеклассных занятиях, к-рые не ограничены программой и продолжительностью урока, возможно достижение подлинной самостоятельности учащихся на всех этапах работы и творческий замысел выполняется обычно в модели или в натуре Внеклассные и кружковые занятия Т.т. организуются в соответствии с возрастными особенностями и интересами. У детей мл школьного возраста еще нет сложившихся глубоких и целенаправленных интересов, они увлекаются техникой вообще Дети мл шк. возраста занимаются в нач кружках техн. моделирования. В ср. шк. возрасте у учащихся обычно появляется интерес к определенным видам творчества, и они предпочитают занятия в авиамодельных, судомодельных, радиотехн. и др. кружках Содержание работы по Т.т. с учащимися этой группы часто определяется природным и производств окружением. Учащиеся ст возраста, обладая уже достаточно обширными знаниями по математике, физике и др. предметам, проявляют интерес к науч. основам техники Они выбирают кружки физико-техн, радиоэлектроники, автоматики, вычисли Т.т. ехники и т.д. Учащимся ст классов по силам использовать в Т.т. приемы матем. и кибернетич моделирования. Т.т. как массовое молодежное движение - одно из важных средств развития интеллектуально-творческого потенциала страны. В России распространению Т.т. в 20—30-х гг способствовало создание гл. обр. профилированной сети внешк. учреждений - дет. техн. станций (первая открылась в 1926 в Москве, в 1939 переим в станции юных техников), к-рые стали консультационно-методическими центрами Организовывались выставки, конкурсы и др. В 50-х гг Т.т. рассматривалось как одно из средств повышения научного уровня образования учащихся Школьники вовлекались в творческую работу в связи с углубленным изучением отд предметов (см Дифференциация обучения). Видные ученые акад С И Вавилов, И И Артоболевский, H Д Зелинский, А И Берг, II Л Капица, M А Лаврентьев, И К Кикоин, В M Глуш-ков и др. оказывали помощь школам и внешк. учреждениям в приобщении детей к Т.т. Возникали конструкторские бюро и науч. об-ва учащихся и др. В кон 7fr- 80-х гг движение Т.т. молодежи постепенно утратило массовость Осн.причинами этого были отставание технологии и методов кружковых занятий от уровня работы конструкторских бюро и индустр произ-ва, отставание техн. и материальной оснащенности Определенную роль играло и падение интереса к пед. деятельности со стороны руководителей кружков из-за неоправданно низкого престижа труда ученых и изобретателей, низкой оплаты труда. Вместе с тем мн разработки конструкторских коллективов студентов и учащихся, работающих в составе уч -науч. -производств комплексов, свидетельствуют о высокой результативности Т.т. Распространению опыта Т.т. способствуют журн «Наука и жизнь», «Юный техник», «Техника - молодежи», «Знание - сила», «Радио», «Физика в школе», «Моделист-конструктор» и др. Лит Разумовский В Г, Развитие техн. творчества учащихся, M, 1961, его ж е, Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике, M, 1975, Горский В А Техн. творчество школьников, M, 1981, Волков И П, Приобщение школьников к творчеству Из опыта работы, M, 1982, Столяров Ю С, Техн. творчество школьников, M, 1984, Иванов Г И, Формулы творчества или как научиться изобретать, M, 1994 В Г Разумовский
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|