ТАТАРИЯ

Республика Татарстан, входит в Рос Федерацию Пл 68 тыс. км2 Нас 3658 тыс. чел (1989, перепись), 48,5% - татары, 43,3% - русские, 3,7% - чуваши Гос. языки - татарский и русский Столица - Казань В 1989 на 1000 чел населения в возрасте 15 лет.н. старше приходилось 802 чел с высшим и средним (полным и неполным). образованием (в 1979 - 699 чел). В отраслях экономики занято ев 1,8 млн специалистов, в т.ч. ев 233 тыс. с высшим и ев 417 тыс. со ср. спец. образованием

По нек-рым данным, предки поволжских татар - древние тюрки имели письменность еще в 6 в. н. э. С принятием древними булгарами ислама (9 в.). на терр. Т. стали создаваться мектебы и медресе. В 13—15 вв. волжские булгары находились под властью Золотой Орды. С этого времени за ними на Руси закрепилось назв. «татары». В 15 - сер. 16 вв. существовало Казанское ханство. После завоевания Казанского ханства Иваном Грозным (1552). мусульм. уч. заведения сохранились гл. обр. вне городов; они играли существ, роль в поддержании этнич. самосознания таг. народа. Лишь небольшая часть татар приняла православную веру; для них с 1719 создавались новокрещенские школы (до 1800). В 1723 для детей из семей рус. православного духовенства открылась слав.-лат. школа (с 1733 семинария). В 1758 по инициативе М. В. Ломоносова и Моск. ун-та основана Казанская гимназия (первая провинциальная в России). С 1769 в ней введено преподавание тат. языка. С гимназией связана деятельность династии тат. просветителей Хальфиных. Основатель ее - С. Хальфин стал автором первой печатной тат. азбуки (изд. в Москве в 1778). Во 2-й пол. 18 в. татарам было разрешено строить мечети и открывать мусульм. уч. заведения.

С 1786 создавались малые и главные нар. уч-ща. С 1804 распространение просвещения на терр. Т. связано с деятельностью Казанского университета; в его типографии издавались книги, печатавшиеся араб, шрифтом и доступные тат. учащимся. Преподаватели Казанского ун-та И. Хальфин и X. Фаизханов способствовали оформлению шк. курса тат. языка как самостоят. предмета как для татарских, так и для рус. учащихся. В 1835 осн. 2-я Казанская гимназия, в 1842

- Ин-т благородных девиц. В 50-х гг. сеть рус. уч. заведений пополнилась сел. школами для детей гос. и удельных крестьян.

С началом работы Казанской духовной академии (1842). активизировалась деятельность православных миссионерских братств среди татар. С 1853 открывались православные епархиальные и окружные уч-ща. Тем не менее в сер. 19 в. в Казанской губ. насчитывалось св. 430 мектебов и св. 50 медресе.

В кон. 60-х гг. открылись земские уч-ща, расширившие возможности нач. образования для русских и детей др. национальностей в городах и селах Т. После издания «Правил о мерах к образованию инородцев» (1870). стали создаваться рус.-тат. уч-ща, использовавшие систему Н. И. Ильминского. Для подготовки учителей, способных работать в тат. селениях, в 1863 открыта Казанская центр, крещенотатарская школа, в 1872

- Казанская инородческая учительская семинария, в 1876 - Казанская тат. учительская школа. С 1884 создавалась сеть церк.-приходских школ.

В кон. 19 в. получили распространение новометодные (джадидистские). уч. заведения, среди к-рых известностью пользовалось медресе «Мухаммадия» в Казани; развернулась просветит, деятельность К. Насыри, Г. Тукая. Появилась светская тат. уч. лит-ра. Мн. метод, вопросы обучения рус. языку нерусских учащихся были разработаны в трудах Н. А. Бобровникова, В. А. Богородицкого. К кон. 19 в. в Казани имелось 6 гимназий (в т. ч. 3 женских), реальное уч-ще, ун-т, вет. ин-т (1874), высшие жен. курсы (1876), учительский ин-т. После 1905 открылись новометодные жен. школы. В 1914 в Т. действовало св. 1900 разл. общеобразоват. уч. заведений (117,2 тыс. учащихся; ок. 3 тыс. учителей), 9 ср. спец. уч. заведений (1,7 тыс. учащихся), 3 вуза (ок. 3 тыс. студентов), а также св. 1 тыс. мектебов и медресе (св. 83 тыс. учащихся). Заметными тиражами стала публиковаться тат. худож. и просветит, литра, к-рую выпускали частные и кооперативные изд-ва «Магариф» («Просвещение», осн. в 1906), «Гасыр» («Эпоха», осн. в 1907 А. Хасани), «Миллят» («Нация», осн. в 1908). и др. Среди этих книг были пособия по курсу для ср. школы (ориг. и переводные с рус. и зап.-европ. языков), серии дет. и познават. книг. По переписи 1897, грамотность населения составляла 17,9%; грамотность тат. населения на рус. яз. - ок. 17% (среди женщин- ок. 8%).

После установления сов. власти началась перестройка нар. образования. В 1919 работало 3808 нач. школ (314 тыс. учащихся; 7,7 тыс. учителей), 132 школы 2-й ступени (25,8 тыс. учащихся; 1,2 тыс. учителей). С 20-х гг. стала развиваться сеть дошк. учреждений. Развернулась ликвидация неграмотности (в 1920 действовало св. 5600 разл. школ для взрослых). С 1923 работало об-во «Долой неграмотность!». К 1926 грамотность населения составила св. 46%. В 1921 создан Академцентр Наркомпроса Тат. АССР, начавший упорядочение тат. орфографии, составление учебников и программ для тат. сов. школ. Для подготовки учительских кадров с 1918 открывались разл. пед. курсы, на базе к-рых в 1921—22 создано 8 пед. техникумов: татарские - в Казани, Тетюшах, Ела-буге и др.; русский - в Спасске. В 1918 осн. Казанский пед. ин-т (в 1919—21 - Высший ИНО). На базе этого ин-та и ф-та обществ, наук Казанского ун-та в 1922 создан Вост. пед. ин-т (с 1934 Казанский пед. ин-т). Казанский ун-т стал базой для создания мн. др. вузов: мед. (1919), политехн. (1919, совр. организация с 1930), химико-технол. (1930), авиац. (1932). В 1919 работали 80 разл. проф.-тех. уч. заведений. Мусульм. уч. заведения были закрыты.

С 1933 вводилось обязат. нач. обучение. В 1937/38 уч. г. насчитывалось св. 3380 школ (48,6% - татарские), в к-рых занималось св. 500 тыс. учащихся; в них занято 16 тыс. учителей. К 1939 грамотность населения превысила 90%. В 20- 30-х гг. дважды менялась графич. основа тат. письменности (с 1939 - на рус. графич. основе), что затруднило продолжение образования многим учащимся, прошедшим шк. обучение. Была нарушена преемственность в преподавании между разл. поколениями. Значит. вклад в развитие сов. школы в Тат. АССР. внесли писатель Г. Г. Ибрагимов, нарком просвещения Н. С. Надиев, педагоги М. X. Курбангалиев, М. А. Фазлуллин и др. Мн. педагоги, среди к-рых были и выпускники дорев. новометодных медресе, в 30-х гг. репрессированы.

В 40-х гг. сложились условия для осуществления полного курса ср. школы на тат. языке. Занятия в полной ср. школе на тат. языке шли с перегрузкой учащихся. В 1940 в системе Гос. трудовых резервов создано 27 уч-щ и школ ФЗО (5 тыс. учащихся). В 1940/41 уч. г. имелось 3637 школ (св. 540 тыс. учащихся; 22 тыс. учителей), 53 ср. спец. уч. заведения, 14 вузов. В годы Вел. Отеч. войны 1941—45 только 7 вузов Татарии выпустили св. 5,7 тыс. специалистов.

С 1949 вводилось всеобщее 7-летнее обучение. В 1963 осуществлён 8-летний всеобуч. В 1965/66 уч. г. имелось св. 3,3 тыс. школ (651 тыс. учащихся; 32 тыс. учителей), св. 70 ПТУ, десятки ср. спец. уч. заведений. Однако постепенно система образования утрачивала нац. ориентиры. В условиях, когда проф. и высшие уч. заведения работали на рус. языке, число учащихся в школах с обучением на нерус. яз. сокращалось; в тат. школах обучалось в нач. 60-х гг. не более 25% всех учащихся-татар. Преподавание тат. истории и культуры часто приобретало формальный характер. Эти проблемы обострились в 70-х гг., когда осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодёжи. Вместе с тем не прекращался поиск путей совершенствования в условиях Т. содержания шк. образования, программ и методов обучения. В кон. 80-х гг. в центре внимания педагогов и методистов - проблемы гуманитаризации образования и нац. компонента содержания шк. образования. Была разработана (1990). Концепция развития тат. школы.

С принятием (1993). респ. закона об образовании эта концепция стала одной из основ создания системы нац. образования. Изучение гос. языков Республики Татарстан (татарского и русского). считается обязательным и ведётся с 1-го кл. общеобразоват. школы. Введены неск. вариативных программ по тат. языку и лит-ре для разл. общеобразоват. уч. заведений, а также новые программы по истории тат. народа, культуре и истории родного края, по нар. музыке и др. Впервые создаются пособия для предшколь-ной подготовки.

Дошкольные учреждения. В 1994 более чем 2 тыс. постоянных дошк. учреждений охватывали ок. 270 тыс. воспитанников. Обеспеченность детей соответствующего возраста дошк. учреждениями составила св. 73%. Программы воспитания и предшкольной подготовки учитывают особенности нац. состава дет. садов. Св. 800 дет. садов имеют группы, в к-рых языком общения и воспитания считается татарский; такие группы посещало св. 40 тыс. детей.

В 1995 работали св. 2,4 тыс. дневных общеобразоват. школ, в к-рых обучалось св. 550 тыс. учащихся; св. 1 тыс. школ ведут обучение на тэт. языке (св. 100 тыс. учащихся). Св. 78% школ находится в сел. местности; они охватывают 26% учащихся. Гор. школы - гл. обр. крупные уч.-воспитат. комплексы. Среди школ св. 1,1 тыс. средних, в т. ч. св. 570 с углублённым изучением отд. предметов. Открыто св. 70 гимназий, а также лицеев. Появились негосударственные школы (ок. 800 учащихся). Преподавание ведётся также на рус. (св. 1,2 тыс. школ), чувашском (118), удмуртском (35), марийском (21). языках. Созданы возможности для изучения родного языка для детей др. национальностей. В школах занято св. 47 тыс. учителей. В 50 вечерних школах занималось св. 13 тыс. учащихся. Среди внешкольных учреждений св. 60 дворцов и домов дет. творчества, 14 станций юных техников, натуралистов, туристов, 29 ДЮСШ.

Ежегодно издаётся св. 60 назв. учебников и пособий и ок. 40 назв. метод, литры. Они выпускаются изд-вами: Тат. государственным (осн. в 1919). и «Мага-риф» (осн. в 1991). В создании программ и учебников принимают участие сотрудники учреждений АН Татарстана, Казанского ун-та, пед. вузов, Ин-та повышения квалификации работников образования (осн. в 1939), филиала (осн. в 1962). моек. Ин-та нац. проблем образования. Препо-дават. и науч. работу ведут св. 20 докторов пед. наук и 6 докторов психол. наук.

Профессиональное образование обеспечивают 120 ПТУ (св. 50 тыс. учащихся, в т. ч. 88% на дневных отделениях), св. 60 ср. спец. уч. заведений (57 тыс. учащихся), среди них 10 пед. профиля (в т. ч. 5 колледжей для подготовки воспитателей дошк. учреждений, 3 индустриально-пед. училища). Создан (1992). татаро-амер. региональный колледж, начавший эксперимент по ступенчатой подготовке специалистов от получения рабочей квалификации до высшего проф. образования. В Т. 15 вузов и 3 филиала моек, втузов. В них получают образование ок. 70 тыс. студентов. Среди крупнейших вузов - Казанский ун-т, а также отраслевые ун-ты в Казани: технический (авиационный; 8 тыс. студентов), технологический (9 тыс.), педагогический (до 1992 пед. ин-т; 7 тыс.), медицинский (4,7 тыс. студентов). Пед. высшее образование дают также Каз. ун-т.н. соотв. ин-ты в Набережных Челнах и Елабуге.

Лит.: Горохов В. М, Рождественский Б. П., Развитие нар. образования в Тат. АССР, Каз., 1958; Тута ев М. 3., Развитие нар. образования в Татарии (1917—1940), Каз., 1975; Ханбиков Я. И., История развития пед. мысли тат. народа, Каз., 1975; Абдуллин Я. Г., Тат. просве-

Просмотров: 1043
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • ВНЕУРОЧНАЯ (ВНЕУЧЕБНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
  • Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся
  • Воспитание здорового образа жизни учащихся
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
  • ДОКЛАД учащихся
  • ДОКЛАД учащихся
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся деятельность учителя
  • ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • КАТЕГОРИИ ВЗРОСЛЫХ УЧАЩИХСЯ
  • КРУГОЗОР УЧАЩИХСЯ
  • Методика физического воспитания педагогически запущенных учащихся характеризуется следующими особенностями
  • ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
  • ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
  • ОЦЕНИВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ учащихся
  • ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ учащихся
  • ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
  • РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • Ранги успехов учащихся, принятые в Европейской системе перезачета кредитов
  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся
  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся
  • САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ учащихся
  • Самостоятельная работа учащихся
  • Самоуправление учащихся
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • ФОРМИРОВАНИЕ КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ
  • ЧИСЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ (СТУДЕНТОВ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  • Численность учащихся (студентов) образовательных учреждений
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  • Экологическое образование и воспитание учащихся



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь