ТАЛМУДТОРА

(от древнеевр талмуд - изучение и тора - учение, закон), евр нач религ. уч заведение, а также название религ. заповеди (мицвы), предписывающей последователям иудаизма обязательность постоянного освоения Священного учения, Торы Мицва восходит к книгам Танаха (в христианстве именуемого Ветхим Заветом). и сформулирована в Талмуде Ее систематич. реализация началась во 2 в дон э - 1в и э, когда евр законоучители основали первую систему обязат.н. регулярного религ. образования для мальчиков, получившего назв Т -Т Выполнение заповеди Т -Т возлагалось на родителей ребенка и на общину Учредителем первых известных обязат обществ. школ для мальчиков считается один из фарисейских законоучителей Шимон бен-Шетах (1 в до и э). В сер. 1 в и э весь древний Израиль был покрыт сетью обществ. школ, содержавшихся за счет гор общин Содержанием образования стало изучение двух Тор («учений»). письменной, т с Пятикнижия Моисеева, или всего Танаха, и «устной», т с Мишны, осн.части Талмуда, и Гемары - комментариев к Мишне Обе Торы составили торат-хайим - «учение жизни», дававшее основы нравств. -этич норм, указания на все случаи жизни

Принцип Т -Т на неск. веков стал осн. средством поддержания этнич и конфессионального самосознания евреев Вплоть до эпохи развитого средневековья все виды нач религ. школ у евреев объединялись понятием Т -Т Они обычно находились в зданиях синагоги или спец. пристройках к ним и бейт-мидрашам (ученым школам). С 15 в в ареале расселения евреев в Центр Европе (Германия, Австрия, Польша). начала складываться более дифференци-ров система образования, в к-рой осн. место заняло частное нач религ. уч-ще - хедер С этого времени в ашкеназской среде за термином «Т -Т » закрепилось специфич значение, наиб. распространенное до наст. времени, - нач религ. школы для бедных детей и сирот, содержащейся на средства общины Среди евреев Балканского п-ова, Бл Востока, Зап Европы название Т -Т не изменило своего значения Так обозначались евр уч-ща, в к-рых преподавание велось на религ. основе, но с изучением светских предметов

Цель Т -Т - дать мальчикам традиц. религ. образование и подготовить их к совершеннолетию, наступавшему, согласно галахе (евр религ. праву), в 13 лет Традиц. ашкеназская Т -Т учила детей грамоте на иврите, Пятикнижию Моисееву с переводом его на идиш, основам Талмуда с комментариями Раши и Ибн-Эзры Преподавание светских предметов, а также грамматики иврита, евр истории и др. дисциплин Т -Т не практиковалось Осн. методом обучения священным текстам считался хазерн, т с многократное громкое повторение вслух заучиваемого текста Община содержала на свои средства (в России - в 19 - нач 20 вв на специально взимавшиеся налоги, т.н. коробочные или свечные сборы). учителей и помещение Ученики Т -Т столовались, как правило, либо у раввина, либо поочередно друг у друга за счет богатых членов общины, гвиров В России и в нек-рых др р-нах Воет Европы (Галиция, Румыния, Буковина). Т -Т стала осн. формой евр общинной школы, хотя значит. часть детей получала нач образование в хедерах В 1898 во всех Т -Т Рос империи училось ок 20 тыс. детей

Во 2-й пол 19 в в России появились первые реформированные, в т.ч. и женские, Т -Т, созданные по инициативе Об-ва по распространению просвещения между евреями России В них стали преподаваться также рус яз, арифметика, история, география, чистописание В нач 20 в создавались также реформированные сионистские Т -Т под эгидой об-ва «Тарбут», в к-рых преподавание евр. предметов приобрело более светский характер и велось на иврите. Одновременно возникли Т.-Т. с преподаванием на идише, с уклоном в секуляризацию образования, организованные об-вом «Куль-турлиге». Массовая эмиграция вост.-европ. евреев в страны Зап. Европы и Сев. Америку в 1881—1925 обусловила развитие там Т.-Т. Во 2-й пол. 20 в. Т.-Т. в этих странах в большинстве своём прекратили свою деятельность или были преобразованы в евр. школы совр. типа. В странах Вост. Европы (Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Литва, Латвия и др.). Т.-Т. действовали вплоть до гибели массы евр. населения стран Зап. Европы в годы нацистского геноцида.

В Сов. России после запрещения в 1919 организованного религ. образования детей нек-рое время продолжали нелегально функционировать подпольные Т.-Т. и хедеры, гл. обр. среди груз, евреев. Сторонники хасидского направления Хабад во время Вел. Отеч. войны пытались организовать в Ср. Азии нелегальные Т.-Т., к-рые в результате послевоен. репрессий были подавлены. В совр. мире Т.-Т. традиц. типа фактически исчезли. Небольшая часть традиц. Т.-Т. сохраняется среди маленьких вост. евр. общин (Йемен, Марокко, Иран). или в ортодоксальных кругах Израиля и США.

М. А. Членов.

Просмотров: 514
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ЗАКАТ ЕВРОПЫ. Очерки морфологии мировой истории»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ Министерства образования Рос. Федерации (ВАК России)
  • Государственные стандарты общего образования детей с ограниченными возмбжностями здоровья или специальный образовательный стандарт
  • ДИРЕКТОРАТ МОЛОДЕЖИ И СПОРТА СОВЕТА ЕВРОПЫ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ (внешкольная работа)
  • Деятельность учреждения дополнительного образования детей
  • Дополнительное образование детей
  • Дополнительное образование детей
  • ЗАКАТ ЕВРОПЫ
  • Классификация программ дополнительного образования детей
  • МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ (МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ)
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕСТАМИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (количество детей на 100 мест)
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (количество мест на 1000 детей)
  • Образовательная программа в учреждении дополнительного образования детей
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Образовательное учреждение дополнительного образования детей
  • ПОЛНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • СОВЕТ ЕВРОПЫ И МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
  • СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (в странах Зап. Европы)
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Совет Европы
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • Управление образовательным учреждением дополнительного образования детей
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В РОССИИ
  • ФИЛОСОФСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь