ТАЙМЫРСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

входит в Рос. Федерацию. Пл. 862,1 тыс. км2. Нас. 55,0 тыс. чел. (1989, перепись), в т. ч. долганы (5 тыс.), ненцы (2,5 тыс.), нганасаны (0,9 тыс.), эвенки, энцы, кеты. Центр - г. Дудинка.

Первая школа на терр. округа была открыта при Туруханском монастыре в 1804 Тобольской духовной консисторией (вскоре закрыта из-за недостатка средств на её содержание). В 1863 там же купцом М. К. Сидоровым была открыта частная школа (15 учащихся), к-рая работала эпизодически (закрыта в 1905).

Первая школа, в к-рой начались систе-матич. занятия с детьми коренных народов Севера, открыта в 1920 в Дудинке. С 1924 работала школа в Хатанге (5 учащихся). К 1930 на терр. округа действовали 3 школы (70 учащихся, в т. ч. 56 детей северян), работало 6 учителей.

В кон. 20-х гг. была открыта культбаза для долган и нганасан в Хатанге. В этот же период стали создаваться передвижные школы. Для работы в них из центр, районов Рос. Федерации на Таймыр было направлено св. 120 учителей. Обучение в школах велось на рус. яз. по букварю для сев. народностей (авторы В. Г. Богораз-Тан и С. Н. Стебницкий). и книге для чтения «Наш Север» (авторы Н. И. Леонов и П. Е. Островских). В 1931 подготовлен на основе рус. графики рукописный букварь для долганских школ (составитель Полтавский), в 1938 - для эвенков (автор Г. М. Василевич).

В образованном (1930). Долгано-Ненец-ком округе началось введение всеобщего нач. обучения. В 1933 открыт первый дет. сад. В кон. 30-х гг. функционировали 32 школы, в т. ч. 28 нач., 3 семилетние, 1 средняя. Большинство учащихся из коренных народов Севера было сосредоточено в школах-интернатах (св. 20), переведено на полное гос. обеспечение. Во мн. школах уч. процесс оставался нестабильным из-за недостатка педагогов, слабой материальной оснащённости. Обучение учащихся из коренных народов Севера ограничивалось гл. обр. нач. школой.

В кон. 40-х гг. в дошк. учреждениях введены занятия по предшкольной подготовке. Принимались меры для расширения обучения детей сев. народов в средней (неполной и полной). школе. Однако изучение родных языков, культуры и традиций этих народов не заняли подобающего места в содержании шк. образования.

В 1959 грамотность населения составила 94,6%, в т. ч. среди мужчин - 96,2%, среди женщин - 93,0%. В кон. 50-х гг. работало 39 школ (4,6 тыс. учащихся, в т. ч. 1,2 тыс. - представители коренного населения), среди школ было 28 нач., 4 неполных средних, 7 средних, а также 26 интернатов (1,4 тыс. воспитанников). Пед. работу вели 380 учителей, в т. ч. 156 - с высш. образованием.

В условиях укрупнения школ (60-е гг.). при нехватке подготовленных педагогов не удалось достичь серьёзного улучшения качества обучения, несмотря на внедрение спец. программ для школ Севера.

В 70-х гг. открылись ср. школы-интернаты (в т. ч. санаторного типа). и школы специально для учащихся из сев. народов. В 80-х гг. возобновлена разработка уч. лит-ры для школ Севера. Изданы экспе-рим. букварь на кетском яз. (1988; авторы Г. К. Вермер, Г. X. Николаева; письменность создана ещё в 1934), букварь на долганском яз. (1990; подготовлен в 1981; авторы E. E. Аксёнова, А. А. Барболина). Расширены возможности для изучения истории и культуры сев. народов; создаются спец. уч. пособия по традиц. ремёслам и промыслам и т. п. Нач. школы работают по типовым программам, изданным специально для школ Севера, в т. ч. по изучению родных языков.

В 1995 в 44 дошк. учреждениях воспитывалось ок. 4,5 тыс. детей. Действовали 1 гимназия (св. 840 учащихся), 34 школы (8,4 тыс. учащихся, в т. ч. 2,7 тыс. - представители коренного населения), среди них 19 средних, 3 школы с углублённым изучением отдельных уч. предметов. В школах было занято св. 660 учителей. В Дудинке организован межшкольный У ПК.

Лит.: Базанов А. Г., Казанский Н. Г., Школа на Крайнем Севере, Л., 1939; Новая жизнь народов Севера, М., 1967; Просвещение на Крайнем Севере, в. 19, Л., 1981; Бойко В. И., Народности Севера: языковые процессы (к концепции развития), Новосибирск, 1987. Н. И. Меляков

Просмотров: 919
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
  • БИБЛИОТЕКИ для детей и юношества
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • КИНО для детей и юношества
  • ЛИТЕРАТУРА для детей и юношества
  • Методики-упражнения для учителей «Умею ли я слушать?»
  • МУЗЫКА для детей
  • МУЗЫКА для детей
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей
  • МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей
  • НАРОДОВ СЕВЕРА ИНСТИТУТ
  • НАРОДОВ СЕВЕРА ИНСТИТУТ (НСИ) имени Н.Г. Смидовича, в Ленинграде (1930-1941)
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • ПЕРИОДИКА для детей и юношества
  • СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • ТЕАТР для детей и юношества
  • Тест для грудных детей
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • Технология актерского искусства для педагогов
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ
  • ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ
  • ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  • ЯЗЫКИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РФ
  • Языки коренных малочисленных народов РФ
  • ЯСЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь