ТАДЖИКИСТАН

РеспубликаТаджикистан, гос-во в Ср. Азии. Пл. 143,1 тыс. км2. Нас. 5248 тыс. чел. (1989, перепись). Гос. яз. -таджикский. Столица - Душанбе. В состав гос-ва входит Горный Бадахшан.

В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет.н. старше приходилось 837 чел. с высш. и средним (полным и неполным). образованием (в 1979 - 707 чел.). В отраслях экономики было занято св. 175 тыс. чел. с высш. и св. 166 тыс. чел. со ср. спец. образованием.

Дошкольные учреждения. Первые дет. «очаги» появились в 1921. В 1929 в Душанбе организован первый дет. сад на 25 воспитанников. В 1932 работало 32 дошк. учреждения (1,7 тыс. воспитанников). Наряду с постоянными дошк. учреждениями открывались сезонные дет. сады, ясли и площадки. Население настороженно отнеслось к этим новым для него образоват. институтам и предпочитало воспитывать дошкольников в семье. Несмотря на рост сети дошк. учреждений, число воспитанников в них увеличивалось медленно. В 1940 насчитывалось св. 300 постоянных дошк. учреждений, в к-рых воспитывалось 8 тыс. детей. Сеть дошк. учреждений значит. ельно возросла после Вел. Отеч. войны (в 1945 в 450 дет. садах воспитывалось ок. 15 тыс. детей). В 60—70-х гг. с расширением участия тадж. женщин в обществ, произ-ве целенаправленно развивались сел. дошк. учреждения, в т. ч. комплексные, типа «ясли-сад». В 1973 впервые издана «Программа воспитания в дет. саду», подготовленная на основе типовых рос. и всес. документов и учитывавшая особенности республики. В 80-х гг. постоянные дошк. учреждения охватывали ок. 16% детей соответствующего возраста (самый низкий показатель в СССР. и среди союзных республик Ср. Азии). В летний период сезонные дошк. учреждения на селе посещало св. 20 тыс. детей.

«Программа воспитания..» обновлена в 1986 и в 1992. В 1-й пол. 90-х гг. действовало ок. 900 дошк. учреждений (ок. 150 тыс. детей, в т. ч. в сельских - ок. 30 тыс.). Подготовка воспитателей со ср. спец. образованием велась (в нач. 90-х гг.). пед. уч-щами Душанбе, Куляба, Курган-Тюбе и Худжанда, с высш. образованием - отделениями Душанбинского и Кулябского пед. ин-тов.

Общеобразовательная школа. Истоки нац. культуры и образования связаны с древнейшими гос-вами на терр. совр. Т. - Бактрией (1-е тыс. до н. э.), Греко-Бактрийским (3—2 вв. до н. э.). и Кушанским (1—3 вв. н. э.). царствами, испытавшими влияние цивилизаций Др. Востока и античности. В Кушанском царстве были развиты гор. культура, ремёсла, стр-во; появилась письменность, созданная на основе греческой. Положение Т. на путях традиц. караванной торговли способствовало ознакомлению гор. населения с культурными достижениями мн. народов. Рукописные документы (найдены в 30—40-х гг. 20 в.). сог-дийцев, причисляемых к предкам совр. таджиков и узбеков, свидетельствуют о развитии языка и письменности, о знании ими араб, и кит. языков. В кон. 7 - нач. 8 вв. терр. Т. завоёвана арабами и стала одним из регионов мусульманской культуры. В процессе формирования тадж. нации, складывавшейся из потомков сог-

дийцев, бактрийцев, а также из сакских и др. племён, её разговорным языком стал персидско-таджикский. Языком учёности и худож. лит-ры оставался фарси, на к-ром созданы мн. науч. (Ибн Сина, Биру-ни, Насирэддин Туей и др.). и лит. (Фирдоуси, Низами Гянджеви и др.). произведения, рассматривающиеся как общее достояние народов Ср. Азии. На терр. Т. действовала традиц. система мусульм. образования, в т. ч. много медресе, к-рые располагались как в городах Канибадам (16 в.), Ура-Тюбе (Баба-Таго, 16 в., Абдаль Латыра, 16—17 вв.), так и в сёлах Верхнего Зеравшана (ныне Айни и др.), на терр. совр. пос. Саят.н. др. Крупными культурными и уч. центрами Т. были Гиссар, Ходжент. Нек-рые ученики могли обучаться в Бухаре, Самарканде, Хиве и др. городах. Дети из семей, не принявших ислам, воспитывались в духе зороастризма, гл. обр. по «Авесте». В 17—18 вв. образование из-за междоусобных войн ханов пришло в упадок.

После присоединения терр. Т. к России (2-я пол. 19 в.). в городах Сев. Т. (Ход-женте, Ура-Тюбе и др.). было открыто 10 рус.-туземных школ (срок обучения - 4 года). До 1917 эти школы находились в подчинении Гл. управления гражд. уч. заведениями в Туркестане. В 1914/15 уч. г. в них обучалось св. 36К учащихся, работало 13 учителей. Под влиянием реформаторского движения, идеологом к-рого был А. Дониш, в кон. 19 в. в городах открывались новометодные мектебы, в к-рых наряду с религ. предметами преподавались светские дисциплины, а с 1910 - рус. язык. По переписи 1897, грамотность населения на терр. совр. Т. составляла 2,3%, среди мужчин 3,9%, среди женщин 0,3% (в сел. местности соответственно 1,8%, 3,2%, 0,2%).

После установления сов. власти ЦИК Туркестанской республики утвердил Положение «Об организации дела нар. образования в Туркестанском крае» (авг. 1918). Первые сов. школы были организованы в Ходжентском уезде в 1918: к 1921 их стало 75 (3 тыс. учащихся). Развитие общеобразоват. учреждений в Т. столкнулось с большими трудностями: не было шк. помещений, отсутствовали учебники и уч. пособия, не хватало учителей; придерживавшееся традиций мусульм. население проявляло недоверие к новым школам. В 1924 создан Наркомат просвещения Тадж. ССР. В 1926 обнародована декларация о введении всеобщего обучения трудящихся. Эта задача решалась как путём проведения мероприятий по ликвидации неграмотности, так и путём всеобщего обязат. обучения детей в общеобразоват. школах.

Были созданы Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (1925). и добровольное об-во «Долой неграмотность!» (1926), объединившие усилия гос. и обществ, орг-ций в решении этой сложной задачи. Особое внимание уделялось обучению грамоте женщин. К 1939 грамотность населения достигла 82,8% (в т. ч. среди мужчин 87,4%, женщин 77,5%).

В 1928 тадж. письменность была переведена с араб, графики на латиницу. После образования Тадж. ССР. (1929). ЦИК и СНК Тадж. ССР. приняли постановление (1930). о всеобщем нач. обучении, к-рое вводилось постепенно: в 1930/31 уч. г. в гг. Душанбе, Ходженте (впоследствии Худжанд). и Ура-Тюбе; в 1931/32 уч. г. в Ходжентском округе; с 1932/33 уч. г. по всей республике. Важным достижением было массовое вовлечение в школы девочек-таджичек. В 1925 в школах республики (без Ходжента). обучалось всего 12 девочек, к 1940 их число возросло до 129,4 тыс. В 1940 тадж. письменность была переведена на рус. гра-фич. основу. Перемена графич. основы письменности привела к тому, что мн. произв. персидско-тадж. лит-ры в подлинниках остались недоступными большинству тадж. населения. В 1940/41 уч. г. в 2,6 тыс. школ Т. обучалось 304 тыс. учащихся; в школах республики работало 13 тыс. учителей.

В послевоен. годы (с 1949/50 уч. г.). был осуществлён переход ко всеобщему 7-летнему обучению. В 1950/51 уч. г. в Т. насчитывалось 2,8 тыс. школ (309 тыс. учащихся). К нач. 1962/63 уч. г. была завершена реорганизация 7-летних школ в 8-летние. В 1965/66 уч. г. в школах училось св. 720 тыс. чел. В 1975—85 в Т. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодёжи. Число учащихся в общеобразоват. школах превысило 1 млн.

В кон. 80-х гг. началась работа по совершенствованию шк. обучения. Разработана концепция общего ср. образования, учитывающая особенности истории и нац. традиций тадж. народа, его культуры и иск-ва. В 1-й пол. 90-х гг. обновлено содержание общего образования. В соответствии с Законом об образовании (1993). вводится гос. стандарт образования и многовариантное обучение на всех ступенях общеобразоват. школы: начальной (1—4-е кл.), основной (5—9-е). и полной (9—11-е). Закон 1989 придал тадж. языку статус государственного. Закон подтвердил право граждан любой национальности на развитие их родного языка и культуры. В 1-й пол. 90-х гг. в Т. действовало св. 3 тыс. дневных общеобразоват. школ (1,3 млн. учащихся); в 56 вечерних школах получало образование св. 10 тыс. чел. Обучение в школах ведётся на тадж., узб., туркм., кирг. и рус. языках (до кон. 80-х гг. имелись классы с преподаванием на нем. языке).

Профессионально - техническое образование. Первая школа ФЗУ открылась в 1927 при нефтепромыслах Ср.-азиат, нефт. товарищества (САНТО). Система проф.-тех. образования в Т. начала создаваться в 1940. В 1941 открылись 7 проф. уч. заведений (1,8 тыс. учащихся). За годы Вел. Отеч. войны было подготовлено ок. 5 тыс. ква-лифициров. рабочих. К кон. 40-х гг. действовало 16 уч. заведений, в т. ч. 8 ремесл. уч-щ, 7 школ ФЗО. В 1954 в Т. было организовано 3 уч-ща механизации с. х-ва; в Душанбе и Ленинабаде открылись техн. уч-ща (ТУ), предназначенные для молодёжи со ср. образованием. В 1959 в системе проф.-тех. образования вместо многочисл. типов уч. заведений были созданы городские (срок обучения 1—3 года). и сельские (срок обучения 1—2 года). проф.-тех. уч-ща (ПТУ); при СМ Тадж. ССР. был образован Гос. к-т по проф.-тех. образованию.

С 1970 начали открываться ср. ПТУ, обеспечивающие наряду с проф. подготовкой получение общего ср. образования. В связи с интенсификацией с.-х. произ-ва большое внимание уделялось развитию проф.-тех. образования на селе. К 1977 в Т. работало 24 сел. ПТУ (11,5 тыс. учащихся). В 1-й пол. 90-х гг. подготовку квалифициров. рабочих и специалистов др. рабочих профессий вели ок. 80 проф.-тех. уч. заведений, в к-рых обучалось ок. 40 тыс. учащихся. Среди уч. заведений появились техн. колледжи и высшие проф. уч. заведения. Педагогов для системы проф.-тех. образования Т. готовят индустр.-пед. техникум и пед. ин-т им. Т. Шевченко в Душанбе.

Среднее специальное образование получило развитие с сер. 20-х гг. 20 в. В 1925 осн. первый техникум - педагогический (125 учащихся). К 1932 были открыты пед., мед., с.-х., техн. и экон. техникумы и уч-ща (всего 1,3 тыс. учащихся). Усиливалась специализация уч. заведений, открывались новые отделения. Созданные в Ленинабаде (1932). и Душанбе (1935). мед. школы вначале готовили гл. обр. медсестёр, а затем стали вести подготовку зубных техников и фельдшеров-акушеров. Коммунальное строит, уч-ще (осн. в 1935 в Душанбе). готовило первоначально только техников-строителей, а к 1939/40 уч. г. в нём работало 3 отделения: строит., сан.-техн. и энергетическое. В 1940/41 уч. г. насчитывалось 33 ср. спец. уч. заведения (5,9 тыс. учащихся). В 1944—46 в Душанбе были открыты индустриальный, библиотечный, физкультурный и гидромелиоративный техникумы. В 1950-х гг. созданы техникумы: строительный - в Ура-Тюбе, технологический - в Канибадаме, энергетический - в Курган-Тюбе и др. Одновременно были приняты меры по укрупнению ряда мелких и параллельных ср. спец. уч. заведений, что позволило в значит. степени улучшить постановку уч.-воспитат. работы. В 1963/64 уч. г. в Т. функционировало 28 ср. спец. уч. заведений, где обучалось 16,4 тыс. учащихся; в 1973/74 уч. г. в 39 ср. спец. уч. заведениях училось 37 тыс. чел. В 1977 для подготовки специалистов для с. х-ва был создан новый тип ср. спец. уч. заведения - совхоз-техникум (в 1982/83 уч. г. - 2). В 1-й пол. 90-х гг. насчитывалось 40 ср. спец. уч. заведений, в т. ч. 8 пед., 7 мед. уч-щ, 2 строительных техникума, 4 уч-ща, готовящие кадры для учреждений культуры, и др. уч. заведения. В них получали образование 39 тыс. учащихся.

Высшее образование. До Окт. революции на терр. совр. Т. вузов не было. В первые годы сов. власти подготовка специалистов высшей квалификации для республики велась в Туркестанском (с 1923 Среднеазиатский). ун-те в Ташкенте. В 1931 в Душанбе открылся первый тадж. вуз - агропед. ин-т. В 1933 на базе ср. спец. уч. заведений с.-х. профиля был создан с.-х. ин-т; в 1939 открыт Тадж. мед. ин-т (оба в Душанбе). К 1940/41 уч. г. в Т. имелось 6 высш. уч. заведений (2 пед., 2 учительских, с.-х. и мед. ин-ты), в к-рых обучалось 2,3 тыс. студентов. В годы Вел. Отеч. войны не прекращалась работа по подготовке кадров высш. квалификации. Контингент студентов пополнялся за счёт молодёжи, эвакуированной из др. республик. За годы войны высш. школа Т. выпустила св. 1,2 тыс. специалистов. Важным событием в истории высш. образования в Т. было открытие в 1948 Тадж. ун-та (Душанбе). В 1956 был организован Тадж. политехн. ин-т, в к-ром началась подготовка инж. кадров высш. квалификации для предприятий и новостроек тяжёлой, лёгкой и пищ. пром-сти, энергетики и строит, индустрии. В 1971 ф_-т физич. воспитания Душанбинского пед. ин-та был преобразован в Тадж. ин-т физич. культуры. В 1973 был организован Тадж. ин-т иск-в, в 1980 - Ин-т рус. языка. В 1-й пол. 90-х гг. в 13 вузах обучалось 69,3 тыс. чел. Крупнейшие вузы (1983): ун-т (12 тыс. студентов), политехн. ин-т (6 тыс. студентов), с.-х. ин-т (6 тыс. студентов).

Педагогическое образование. В 1925 в Душанбе открылись 3-месячные курсы по подготовке учителей для нач. школы и пед. техникум. В 1929- 1934 в Т. работало уже 19 пед. техникумов, в т. ч. 2 женских. В 1931 в Тадж. агропед. ин-те (позже Душанбинский пед. ин-т). впервые в Т. началась подготовка пед. кадров высш. квалификации; в 1932 открылся пед. ин-т в Ленинабаде. С ростом потребности в учителях 7-летних школ возникла необходимость в открытии Тадж. учительского ин-та в Ташкенте (1935). С 1939 действовали учительские ин-ты в Душанбе и Ленинабаде, в 1945 - в Кулябе (с 1955 пед. ин-т). Педагогов для школы готовил и открывшийся в 1948 Тадж. ун-т. В 1980 для подготовки учителей-словесников для школ с обучением на тадж. языке был открыт пед. ин-т рус. языка (Душанбе). В 90-х гг. пед. кадры высш. квалификации готовили ун-т, 3 пед. ин-та (в Душанбе, Кулябе и Худжанде), Ин-т рус. языка, Ин-т искусств (по предметам эстетич. цикла). и Ин-т физич. культуры, в к-рых по пед. специальностям обучалось ок. 30 тыс. студентов; в 9 пед. уч-щах - св. 7 тыс. учащихся. Повышение квалификации учителей осуществляет Центр. ИУУ, имеющий 1 гор. и 4 областных филиала, в к-рых ежегодно обучается ок. 13 тыс. работников школ.

Педагогическая наука. Нар. педагогика таджиков нашла отражение в устном поэтич. творчестве, герои к-рого служили примером для молодого поколения. В произведениях ср.-век. тадж. поэтов и мыслителей Рудаки, Фирдоуси, Сзади, Хафиза, Ширази и др. значит. место занимали вопросы воспитания. В 15—18 вв. воспитат. идеи стали заметным элементом в сочинениях религ.-на-зидат. характера. Идеологом обновления образования выступал тадж. просветитель 2-й пол. 19 в. Дониш. Его идеи разделяли С. Айни и др. С образованием в кон. 19 - нач. 20 вв. рус.-туземных и но-вометодных школ появились новые учебники и учебные пособия, положившие начало распространению светских знаний.

После установления сов. власти при ГУСе Наркомпроса Туркестанской республики была учреждена (1922). Тадж. науч.-метод, комиссия; в 1924 был создан ГУС при Наркомпросе Т., в задачу к-рого входило составление уч. программ для школ и др. уч. заведений. С помощью специалистов из Ленинграда, Самарканда и Бухары были разработаны первые учебники для тадж. школ - буквари С. Ализода (1922), Айни (1923), Н. А. Юсифи (1924), руководство по арифметике М. Ниссормухаммедова. На тадж. яз. переводились мн. учебники рос. авторов по географии, арифметике и др. предметам.

В 1930 при Наркомпросе Т. организован Гос. н.-и, ин-т (ГНИЙ), к-рый объединил науч. силы республики. ГНИЙ разрабатывал уч. планы, программы, готовил учебники и т. д. Развёртыванию н.-и, работы по пед. наукам способствовала организация в 1933 НИИ педагогики (с 1939 НИИ школ, с 1940 НИИ школ и усовершенствования учителей, с 1958 НИИ пед. наук).

В кон. 50-х гг. разработаны программы и учебники по географии Т. (Д. Пулатов и др.), истории тадж. народа (3. Ш. Рад-жабов, И. О. Обидов, А. М. Мухтаров, М. П. Бабаханов). Со 2-й пол. 80-х гг. развёрнута работа по созданию новых учебников по истории и культуре Т., географии, а также по тадж. языку для школ с обучением на разл. языках. Пед. исследованиями занимаются кафедры педагогики педагогических институтов и университета.

Учебники, уч. пособия, пед. и дет. литру в Т. выпускало изд-во «Маориф» («Просвещение», с 1975, осн. в 1958 как Таджикучпедгиз); работало уч.-пед. изд-во «Ирфон» («Знание», с 1964, осн. в 1925 как Таджикгосиздат). О. Б. Каримова.

Просмотров: 841
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АТТЕСТАЦИЯ учреждений общего образования
  • ВЫПУСК СПЕЦИАЛИСТОВ ИЗ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ в расчете на 10 тысяч населения
  • Внутришкольная подготовка педагогических кадров в области информатизации образования
  • Выпуск специалистов из высших и средних специальных учебных заведений в расчете на 10 тысяч населения
  • Государственные социальные стандарты в области образования Республики Беларусь
  • Государственные стандарты общего образования детей с ограниченными возмбжностями здоровья или специальный образовательный стандарт
  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг.
  • Деятельность учреждения дополнительного образования детей
  • ЕДИНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫМ МИНИМУМОМ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
  • Методика физического воспитания педагогически запущенных учащихся характеризуется следующими особенностями
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СЕТЬЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
  • ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
  • Обеспеченность студентов средних специальных и высших учебных заведений сетью общественного питания
  • ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ учащихся
  • ПЛОЩАДЬ КЛАССНЫХ КОМНАТ ДНЕВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО УЧАЩЕГОСЯ
  • ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
  • Площадь классных комнат дневных общеобразовательных школ в расчете на одного учащегося
  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся
  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся
  • СМЕННОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛ
  • Самостоятельная работа учащихся
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Сменность работы школ
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
  • ЧИСЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ (СТУДЕНТОВ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  • Численность студентов высших и средних специальных учебных заведений
  • Численность учащихся (студентов) образовательных учреждений
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  • Экологическое образование и воспитание учащихся



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь