|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕуровень образования, обеспечивающий сознательное, активное участие человека в жизни общества, способствующий его самостоят. проф. деятельности; даёт основу для высш. образования. Различают общее С. о. и среднее профессиональное образование. Осн. пути общего С. о. - обучение в общеобразоват. школе, ср. спец. уч. заведениях, ср. проф.-тех. уч-щах, самообразование. Цель общего С. о. - становление личности и мировоззрения учащегося, осознание им целостной картины мира и своего места в нём, включающее выбор жизненного пути. В совр. условиях общее С. о. - центральное звено в системе непрерывного образования. Общему С. о. предшествуют дошкольное и нач. школьное образование. Наиболее чётко общее С. о. оформилось к кон. средних веков. В 18—19 вв. формировалось ср. проф. образование, в к-ром наряду с неск. упрощённым и ограниченным С. о. учащиеся получали тео-ретич. и практич. знания и умения в конкретной проф. деятельности, а также в техн. руководстве малоквалифициров. работниками. Развивались спец. уч. заведения: военные, мореходные, пед., мед., техн., с.-х., лесные и др. Продолжительность С. о. в 15—18 вв. составляла 2—4 года, позднее увеличилась до 5—6 лет при обязательном предварит, нач. обучении в течение 4—6 и даже 8 лет (Австрия, Германия в нач. 20 в., совр. Япония). Общее С. о. предоставляется преим. подросткам и юношеству (12—18 лет), а также взрослым, не получившим его ранее. Содержанием С. о. в ср.-век. Европе (12—15 вв.), общим для высшего и только вычленявшегося ср. школьного образования, считались семь свободных искусств. В 15—16 вв. возникло классическое образование, предусматривавшее систематич. изучение древних языков и математики в качестве гл. уч. предметов; сохранялось в Европе и Америке до нач. 20 гвА постепенно уступив место реальному Образованию. В содержании С. о. древние языки стали необязательными, существенно расширено изучение совр. иностр. языков (2—3), физики, механики, химии, естествознания, техники, введены черчение, обработка металла, дерева, ткани, агрокультура. Возникли новые типы общего С. о. - промежуточные между «классическим» и специальным, проф. С. о. - т. н. С. о. с углублённым изучением как традиционных, так и новых уч. предметов, построенных на интегрировании данных неск. наук: экон. география, агрохимия, прикладная математика и др. Содержание общего С. о. подразделяется на группы уч. предметов, к-рые по своей общей доминантной направленности соответствуют каждому из компонентов опыта личности: умственное воспитание - основы наук, воспитание направленности - предметы социального цикла, эстетич. воспитание - предметы эстетич. цикла, воспитание коммуникативности - предметы языкового цикла, трудовое воспитание - трудовое обучение, физич. воспитание - физкультура. Формирование каждой из сторон опыта личности осуществляется в процессе шк. обучения в целом, т.е. не только в циклах уч. предметов, выделенных по соответствующему преобладающему признаку, но и во всех остальных уч. предметах, что предопределяет осн. линии их взаимосвязи (см. Содержание образования). Предметная дифференциация разл. типов общего С. о. весьма разнообразна и достаточно условна. В частных паблик скулз Великобритании нач. 20 в. преподавалось 5 предметов: языки, лит-ра, математика, иск-ва разного рода, танцы - физич. упражнения - спор-. Во Франции того же времени С. о. отличалось многопредметностью (15—16 предметов): прикладная арифметика, элементарные алгебра и геометрия, счетоводство и бухгалтерия, основы физики и естествознания в применении к агрокультуре, индустрии и гигиене, черчение, рисование, основы права в применении к х-ву, отеч. история с элементами всеобщей, франц. лит-ра, экон. география, новые языки, обработка металла и дерева (мальчики), кройка и шитьё (девочки). Промежуточное положение по набору уч. предметов занимало С. о. в Германии, скандинавских странах, США, Италии и России. Сами уч. предметы в структуре общего С. о. традиционно строились с опорой на «свои базовые науки». Это не исключало спец. конструирования предметов, учитывающих особенности отд. стран и школ («Домоводство»). По мере развития науч. знания и его дифференциации по разл. областям культуры содержанию уч. предметов всё труднее становилось отражать достижения «базовых наук». Противоречия обострились в связи с осознанием пед. общественностью в 80-х гг. 19 в. принципиальных различий целей наук и целей шк. предметов. Для первых цель - приращение новых знаний о человеке и среде его обитания (о Вселенной). и способов их использования, тогда как для вторых - передача молодому поколению наиб. существенного и ценного из культуры (включая науку). Во 2-й пол. 20 в. все уч. предметы стали полинаучными, объединяя под своим названием материалы многих совр. самостоят. наук. Возникла потребность в радикальной перестройке содержания общего С. о. - перевод его от «базовых наук» к преподаванию в системе «образовательных областей», число к-рых задаётся психологически допустимой нормой членения содержания совр. культуры в интересах эффективного обучения подростков и юношества (в режиме 5-дневной рабочей недели при 6—8-часовом дне занятий в классе). Выделяется 13 таких «областей»: родной язык и лит-ра, иностр. язык, иск-во, математика, система неживой природы, вещество, самоуправляемые системы, Земля, биол. системы, человек, общество, труд и техника с технологией, физич. культура. Организация общего С. о. отличается разнообразием в связи с ист. и нац. традициями. В ряде гос-в (Франция, Китай и др.). общее С. о. йентрализовано: разрабатываются программы, учебники и др. средства обучения, унифицирована подготовка учительских кадров. Местные особенности обучения не поощряются. В федеративных (Германия, Бельгия, США, Бразилия, Мексика, Индия и др.). и конфедеративных (Швейцария, Канада и др.). гос-вах С. о. при официально декларированных генеральных целях обладает выраженными региональными особенностями. Особую пед. и социальную проблему представляет язык обучения. Программы, учебники и др. компоненты С. о. многонац. гос-в, сохраняя в той или иной мере общегос. составляющую (напр., по математике, физике, химии, астрономии), разрабатываются для соответствующих регионов на местных материалах. Для малочисленных этнич. групп разрабатывается содержание С. о. с резким усилением местного материала, что реализуется с трудом. Организуются спец. ф-ты высш. пед. уч. заведений (напр., ф-т учителей народов Севера в РГПУ им. А. И. Герцена), выпускники к-рых и разрабатывают соответствующее содержание образования. В совр. России С. о. также построено на основе федеральных, региональных и местных составляющих. Управление С. о. осуществляют мин-ва образования, их регион, органы и советы самоуправляющихся уч. заведений, обладающие нек-рой бюджетно-финан-совой самостоятельностью и реализующие собств. образоват. программы. Полной противоположностью этому является управление материально независимыми частными уч. заведениями, самостоятельно разрабатывающими уч. курсы, программы, учебники, режим обучения (как правило, интернатный). Известны многочисленные промежуточные формы управления С. о. Общим для всех вариантов управления является ин-т инспекторов, методистов, наставников, призванный контролировать и совершенствовать нормы, организацию и содержание С. о. В 20 в. усилилось гос. влияние на управление С. о. Разные типы общего С. о. не всегда предоставляют право на полное высшее или университетское образование (без доп. обучения). В учебных планах предметы, как правило, подразделяются на общеобязательные, обязательные по выбору и факультативные. В централизованных гос. шк. системах все предметы уч. плана обязательны, но практически учащиеся нек-рым из них отводят второстепенное место, ориентируясь на вступительные экзамены в вузы. В целом уч. план предопределяет уч. нагрузку учащихся разных возрастов в соответствии с требованиями шк. гигиены. Самостоят. домашняя работа официально не регламентируется. Программы учебные С. о. разрабатываются на основе учёта социальных потребностей и развития наук, некогда положенных в основу уч. предмета. Для совр. С. о. постоянен поиск психол.-пед. подходов к обновлению содержания уч. курсов с учётом тенденций в самой «базовой науке» и допустимых для школьников информац.-технол. нагрузок. Одно из направлений такого поиска - разработка стандартов образовательных. Средства обучения в системе С. о. претерпели значит. развитие - от дидактически необработанных лит. текстов к специально конструируемым комплектам книг, наглядных пособий, моделей, лабораторным приборам, предметам уч. и производств, труда. Особым разнообразием отличаются учебники, число к-рых тем не менее отстаёт от числа разработанных уч. программ. Привлечение к уч. процессу средств вычислит, техники обусловило возникновение особой формы уч. деятельности - составление учащимися индивид, программ работы на компьютере для решения поставленной учителем уч. задачи. Методы обучения в системе общего С. о. обусловлены его целями. В сословном обществе (Зап. Европа 16—18 вв.). и на стадии С. о. практиковались методы зубрёжки, по сути противоречившие духу классического образования. В условиях формирования гражд. общества в зап.-европ. странах и США (19 в.). методы обучения в С. о. стали шире использовать достижения науч. педагогики, в частности требования гармонизации умств., физич. и нравств. развития подростков, их самостоятельности и активности в освоении нац. и мировой культуры. В 19 в. весьма острой стала проблема совмещения общего образования и трудовой и проф. подготовки молодёжи. Рост потребности в воспитании активности и инициативности работника вызвал развитие новых приёмов обучения («школа действия» - В. А. Лай, «трудовая школа» - Г. Кершенштейнер, П. П. Блонский). Динамика социального и науч.-техн. прогресса направила внимание специалистов к разработке проблематики С. о. гл. обр. в аспектах культивирования творч. начал личности и гармонизации становления индивида и интересов развития уч. коллектива, а также гуманитаризации образования. Подготовка педагогов для системы С. о. вплоть до 19 в. осуществлялась в высш. уч. заведениях. С расширением структуры С. о. в качестве преподавателей привлекались выпускники ун-тов, а с сер. 19 в. - выпускники специально созданных уч. заведений (высш. школ, отраслевых академий, ин-тов). для подготовки учителей для системы реального образования. Ускоренное развитие С. о. с нач. 20 в. потребовало создания учительских ин-тов с укороченным периодом обучения и предоставлением права преподавать уч. предметы на нач. этапе общего С. о. (5-—7-е годы обучения). Учительские кадры пополнялись образованными людьми из числа отставных военных, инженеров, юристов, писателей и др. В связи с постоянной нехваткой квалифициров. педагогов-учителей в 20 в. возникли разл. частные, муниципальные и гос. курсы, центры, ин-ты и ф-ты повышения квалификации и методических консультаций для действующих учителей. В России динамика распространения С. о. полностью не изучена. Подвергаются сомнению офиц. данные Всес. переписи населения 1939. В России, по данным Всес. переписи 1989, на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет.н. старше приходилось 596 чел. с общим С. о., включая получивших ср. специальное и высшее (в СССР. - 612 чел.). По рос. микропереписи 1994, этот показатель составил 615 чел. Незначит. ельны различия в числе мужчин и женщин, получивших С. о. (соответственно 675 и 639), но они сохраняются в целом для гор. и сел. населения (710 и 496). Имеются различия по отд. регионам. Среди лиц, получающих зарплату в разл. секторах экономики, на 1000 чел. приходилось св. 820 чел. СО С. О. H. M Сватков.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|