[25.3(7.4). 1889, станица Динская, ныне Краснодарского края, - 27.11.1960, Москва], дефектолог. Окончил пед. отделение естественно-ист, ф-та Петерб. психоневрологич. ин-та (1913), спец. образование получил на Мариинских пед. курсах. Пед. деятельность начал в 1910 - преподавал в Мариинском уч-ще для глухонемых (Александровск, близ Днепропетровска). Принял активное участие в создании системы образования для аномальных детей на Украине. По инициативе С. были созданы врачебно-пед. кабинеты, занимавшиеся вопросами практич. дефектологии. Один из организаторов и первый директор НИИ педагогики УССР. (1926). С 1943 работал в Москве, в НИИ дефектологии. Создатель оригинальной системы воспитания и обучения слепоглухонемых детей, изобретатель спец. техн. устройств (читающая машина, телетактор). Для успешного привлечения слепоглухонемых детей к предметной деятельности и формирования на её основе высших психич. функций С. (вместе с А. И. Мещеряковым). разработал методику совместной разделённой дозированной деятельности. Привлекая руки слепоглухонемого ребёнка к действиям (начиная с приёма пищи), воспитатель ставит своей задачей первоначально вызвать активность ребёнка, а затем постепенно (дозирован-но). развить её, создать т. н. зону активности. В эту зону вовлекаются всё более сложные действия, от актов самообслуживания до символич. актов общения и налаживания социальных связей. Чем раньше удаётся сформировать у слепо-глухонемого ребёнка словесные средства общения в виде дактильной речи, тем больше возможность нормального формирования его личности. Положит, примеры использования данной методики продемонстрировали принципиальную возможность компенсации такого сложного дефекта, как врождённая слепоглу-хонемота. За достижения в обучении слепоглухонемых С. в 1980 присуждена Гос. пр. СССР. (совм. с Мещеряковым).
Соч.: Обучение и воспитание слепоглухонемых, М., 1962. С. С. Степанов.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.