СИМОНОВ Павел Васильевич

(р 20 4 1926, Ленинград), нейро- и психофизиолог, акад РАН (акад АН СССР. с 1987), дер мед наук (1961), проф. (1969). Окончил Воен. -мед академию в Ленинграде (1951), работал там же и в воен. клинич госпитале С 1960 в системе АН, с 1962 в Ин-те высш. нервной деятельности (с 1982 директор). Акад -секр (с 1988). отделения физиологии РАН, гл. ред «Журнала высшей нервной деятельности км И II Павлова» (с 1982). Чл Нью-Йоркской и нек-рых др АН, поч ч Павловского науч. об-ва США Гос. пр СССР. (1987, в коллективе). за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования состояния мозга человека

Осн.науч. интересы - нейро- и психофизиология мотиваций и эмоций Предложил потребностно-информац теорию эмоций (1964), согласно к-рой эмоция - это отражение мозгом к -л актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, эту вероятность субъект оценивает непроизвольно, сопоставляя - зачастую неосознанно - представления о средствах, времени, ресурсах, прогностически необходимых для достижения цели, с информацией, поступившей в данный момент (кн. «Эмоциональный мозг», 1981). Наряду с «информационной» системой мозга человек располагает «мо-тивационной», к-рая устанавливает дина-мич иерархию конкурирующих потребностей Индивидуальные особенности взаимодействия мозговых структур составляют основу типов нервной системы (по И II Павлову). и параметров экстраверсии-интроверсии и нейро-тизма (по X Айзенку). Нарушение этого взаимодействия приводит к развитию неврозов (кн. «Мотивированный мозг», 1987).

С создал классификацию потребностей, в к-рой наряду с триадой базисных и первичных по происхождению (виталь-ных, социальных, идеальных). выделен класс дополнительных, среди к-рых - потребность в вооруженности (овладение знаниями, навыками, умениями). и потребность преодоления препятствий на пути к цели (воля). В иерархии мотивов у детей и подростков потребность в вооруженности занимает доминирующее положение. Согласно потребностно-информац теории задача воспитания - формирование определенного набора и иерархии потребностей, обеспечивающих их гармонич. ное сочетание в мотивац структуре личности С. описан феномен эмоционального резонанса, обнаруживавшийся на ранних этапах эволюции живой природы, к-рый у человека воспитанием может быть развит в способность к сочувствию и сопереживанию и в доминирование потребности в деятельности «для других» В отличие от обучения, адресующего гл. обр. к сознанию субъекта, воспитание потребностей происходит гл. обр. на уровне подсознания и сверхсознания. По С, творческое начало в деятельности мозга представлено неосознаваемым ре комбинированием опыта, ранее накопленного сознанием и частично подсознанием Это реконстру-ирование побуждается и направляется доминирующей потребностью Сознание формулирует проблемы для познающего ума, производит отбор гипотез путем их логич. оценки и практики Теория эмоций С стала основой для разработки комплексных методов объективного кон троля эмоционального стресса, его влияния на творческую и операторскую деятельность человека.

Соч Происхождение духовности М, 1989 (соавт), Созидающий мозг, М, 1993

Э А Костандов

Просмотров: 873
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • Безопасные условия для человека
  • Диагностика эмоционального развития «Язык эмоций»
  • Опросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении
  • Опросник для диагностики структуры эмоциональности в профессионально-педагогической деятельности
  • ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • Программное обеспечение (ПО) поддержки издательской деятельности для нужд учебного заведения
  • ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ (ЛУКОВИЦА МОЗГА)
  • Продолжительность симптоматики, требуемой для диагностики шизофрении (F20.-). Продромальные состояния
  • Расстройство эмоций, специфическое для детского и подросткового возраста
  • РАССТРОЙСТВО ЭМОЦИЙ, СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ДЛЯ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (МКБ 313)
  • Расстройство эмоций, специфическое для детского и подросткового возраста, с повышенной чувствительностью, робостью и аутизмом
  • РАССТРОЙСТВО ЭМОЦИЙ, СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ДЛЯ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, С ПОВЫШЕННОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ, РОБОСТЬЮ И АУТИЗМОМ (МКБ 313.2)
  • Расстройство эмоций, специфическое для детского и подросткового возраста, с подавленностью и тоской
  • РАССТРОЙСТВО ЭМОЦИЙ, СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ДЛЯ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, С ПОДАВЛЕННОСТЬЮ И ТОСКОЙ (МКБ 313.1)
  • Расстройство эмоций, специфическое для детского и подросткового возраста, сопровождающееся тревогой и страхом
  • РАССТРОЙСТВО ЭМОЦИЙ, СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ДЛЯ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, СОПРОВОЖДАЮЩЕЕСЯ ТРЕВОГОЙ И СТРАХОМ (МКБ 313.0)
  • СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
  • СТИМУЛЯТОРЫ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории
  • Теория межличностных потребностей
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • ТИП ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Тип высшей нервной деятельности
  • тип высшей нервной деятельности
  • ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Типы высшей нервной деятельности (ВНД)
  • УЧЕТ ОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА ВЕЩЕСТВ
  • ФЕТИШИЗАЦИЯ МОТИВОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь