ШВЕЙЦАРИЯ

(франц. Suisse. нем. Schweiz, итал. Svizzera), Швейцарская Конфедерация, гос-во в Центр. Европе. Пл. 41,3 тыс. км2. Нас. ок. 7 млн. чел. (1993). Ш. - республиканское гос-во из 23 авт. кантонов, 3 из к-рых разделены на полукантоны. Каждый из них имеет свои конституцию, законодательство, парламент.н. пр-во. Кантоны делятся на общины (коммуны), к-рых насчитывается в Ш. 3024. Гос. языки: немецкий (на нём говорит 65% населения), французский (18%), итальянский (12%); ок. 1% населения говорит на ретороманском яз. Столица - Берн.

Крупным центром ср.-век. культуры в 9 в. стал мои, в Санкт-Галлене. В 11- 12 вв. школы появились при мн. монастырях и соборах. В 13—14 вв. созданы лат. школы в городах; уже в 15 в. многие из них принадлежали гор. самоуправлению. В 1459 осн. первый ун-т - в Базеле.

После Реформации 16 в. в ряде городов протестантских кантонов появились нач. школы с преподаванием на родном (нем. и франц.). языке; выросло число лат. школ. Во 2-й пол. 16 в. открылись гимназии, колледжи и первые нач. школы для девочек. В 1628 закон кантона Берн декларировал обязат. обучение и создание нач. школ в каждом церк. приходе. На распространение нар. школ повлияли идеи шк. законодательства эпохи Франц. революции кон. 18 в. Особенности ист. развития Ш. сказались на эволюции образования в стране: кантоны, присоединявшиеся к конфедерации, сохраняли сложившиеся в них типы уч. заведений, а позже и свои системы нар. образования. В 1834 осн. ун-т в Берне.

После конституц. оформления федерат, гос-ва (1848). в ряде кантонов постепенно было введено обязат. и бесплатное нач. образование, открыты коллежи, сел. ср. школы и дет. сады, вначале частные, а затем и принадлежавшие коммунам и кантонам, разл. проф. уч. заведения; приняты первые законы о нач. проф. образовании. Открылись ун-ты в Берне (1834), Цюрихе (1855), Женеве (1872, на базе коллежа, созданного Кальвином в 1559), Лозанне (1890, на базе созданной в 1549 академии), Фрибуре (1899), высш. политехн. школы в Лозанне (1854). и Цюрихе (1855).

Федеральная конституция 1874 обязывала все кантоны обеспечивать всеобщее бесплатное светское нач. образование. В 80—90-х гг. 19 - нач. 20 вв. во всех кантонах были законы, закреплявшие сложившиеся системы нар. образования. В 1930 принят федеральный закон о проф. образовании и ученичестве, предусматривавший в т. ч. обязат. посещение техн. школ или коллежей молодёжью, получающей проф. подготовку на предприятиях.

Современная система образования децентрализована. В соответствии с федеральной конституцией 1874 организация образования (за исключением проф. подготовки). отнесена к компетенции кантонов и отчасти коммун. Кантоны и полукантоны принимают свои образоват. законы. Т. о., в Ш. 26 систем образования, часто существенно отличающихся друг от друга. Установлен обязат. уровень образования: в большинстве кантонов введено 9-летнее обучение, в нескольких - 8-летнее (возраст детей от 6—7 до 15—16 лет). В 1970 заключён «Конкордат о школьной координации», к к-рому к 1995 присоединились 25 кантонов и полукантонов. Конкордат охватывает сферу общеобразоват. курсов. Практически координация осуществляется постоянной Конференцией директоров кантональных департаментов образования (секретариат в Берне). и четырьмя аналогичными регион, конференциями. Все кантоны имеют свои департаменты образования, при нек-рых из них организованы советы по образованию. Кантональные общеобразовт. уч. заведения не располагают значит. автономией. В коммунах управление осуществляется шк. комиссиями муниципальных органов власти. Проф. подготовка регламентируется федеральным законодательством, контроль за исполнением к-рого возложен на Федеральное бюро пром-сти, ремёсел и труда.

Финансирование обязат. образования обеспечивается совместно коммунами и кантонами. Ст. ступень ср. образования и высшее (неуниверситетское). образование финансируются гл. обр. кантонами. Конфедерация финансирует проф. подготовку, университетское образование и федеральные высш. политехн. школы. К сер. 90-х гг. участие в финансировании составляло: коммуны - 34%, кантоны - 54%, конфедерация - 12%.

Дошкольное воспитание не считается обязательным во всех кантонах, кроме Женевского, где предшк. класс рассматривается как начало обязат. обучения. Дошк. воспитание охватывает детей в возрасте от 3—4 до 6—7 лет. Цели, содержание и методы воспитания различаются в отд. регионах и соответственно имеются 3 типа учреждений. В немецкоязычных кантонах заметно влияние пед. идей Ф. Фребеля и существуют дет. сады, где осн. внимание уделяется игре и общему развитию ребёнка. Во франкоязычных и италоязычных кантонах под влиянием идей Э. Клапареда, А. Ферьера, М. Монтессори и Ж. О. Декрояи большое внимание уделяется предшк. подготовке детей, школы для малышей и т. п. считаются составной частью шк. системы. Как правило, дошк. учреждения интегрированы с нач. школами, но занимают отд. здания. В Ш. ок. 99% детей дошк. возраста охвачено предшк. подготовкой; 63% воспитывается в дошк. учреждении 2 года и небольшой процент детей - 3 года. В 1993/94 уч. г. в дошк. учреждениях насчитывалось ок. 150 тыс. детей. В крупных городах и больших коммунах существуют гл. обр. частные ясли и группы для детей до 3-летнего возраста.

Общее образование. В нач. школу дети поступают в возрасте от 5 до 7 лет. Обучение в нач. школе продолжается от 4 до 6 лет. На 1-м году осн. внимание обращается на развитие речи, формирование элементарных уч. навыков. 2-й и 3-й кл. посвящаются изучению родного языка, математики, естествознания и занятиям рисованием, ручным трудом, пением и гимнастикой. Позже добавляются история, география, иностр. и второй гос. языки (в зависимости от региона). Как правило, все предметы ведёт один учитель; общим рекомендациям подчинено только преподавание математики и иностр. языков.

Среднее образование имеет 2 ступени - младшую и старшую (или 1-й и 2-й циклы). 1-й цикл составляет часть обязательного образования, его срок варьируется в зависимости от продолжительности начального; в большинстве кантонов это 3 года, в других - 4 года или 5 лет. Типы мл. ср. школы многообразны, они могут называться также ср. школой, прогимназией, реальной школой; ст. начальными классами; практическим, современным или пред-профессиональным отделением и т. д. Критерии приёма в мл. средние школы различны: от простого перевода успевающих учащихся на основе бесед с учителями до тестов и экзаменов по осн. предметам.

Мл. средние школы готовят учащихся к получению либо полного общего ср. образования, либо профобразования, либо к проф. подготовке через систему ученичества. В 7 кантонах учащиеся, окончившие нач. школу, проходят цикл ориентации, где первые года обучения мало дифференцированы, а затем учащиеся группируются по отделениям: клас-сич., естественнонауч., общеобразоват. практич., совр. языков, к-рые в значит. мере предопределяют тип дальнейшего образования.

Уч. планы мл. средних школ предусматривают изучение всеми родного языка, второго гос. языка, математики, естествознания, истории, географии, граждано-ведения, музыки, рисования, физкультуры, факультативно - совр. иностр. языка. Др. предметы зависят от избранного отделения и т. п. По окончании 1-й ступени ср. образования в нек-рых кантонах учащиеся сдают письм. или устные экзамены по осн. предметам и получают свидетельство о неполном среднем или обязат. образовании.

После окончания мл. средней школы можно продолжить обучение в ср. общеобразоват. школах 2-й ступени, в ср. профшколах и после сдачи конкурсных вступит, экзаменов в пед. уч-щах или приобрести специальность через ученичество.

Средние школы 2-й ступени делятся на 2 категории: ведущие к высшему (в частности, университетскому). образованию и открывающие доступ только к нек-рым специальностям высш. школы.

К 1-й категории относятся 4-летние гимназии, лицеи, коллежи, нек-рые кантональные ср. школы. Существует 5 типов гимназич. подготовки (предусмотрены федеральным «Актом о признании свидетельств о среднем образовании»): тип А - древние языки (лат., греч.); В -

совр. языки и лат. яз.; С - матем. и естеств. науки; D - совр. иностр. языки; E - экон. науки (типы образования и соответствующие им свидетельства строго определены и комбинации между ними не допускаются).

Ср. образование, ведущее к федеральному свидетельству (на степень бакалавра). продолжается не менее 4 лет. Уч. план включает 11 обязат. предметов, включая 2 профилирующих (в зависимости от типа ср. образования). В числе этих предметов: три базовых (родной язык, второй гос. язык, математика), шесть обязательных для всех (история, география, физика, химия, биология, музыка/рисование). и два специальных: для типа А - лат. и греч. языки, типа В - лат. и англ. языки, типа С - прикладная математика и англ. яз., типа D - англ. яз. и (по выбору). итал., исп. или рус. язык; для типа E - экон. науки и англ. язык. 12-й обязат. дисциплиной рассматривается физич. воспитание.

В свидетельство о полном ср. образовании вносятся результаты, полученные учащимися по 11 предметам, но обязат. кантональные экзамены проводятся по 5: трём базовым и двум специфичным для типа федерального свидетельства.

В 1993/94 уч. г. в школах, готовящих к федеральному свидетельству, обучалось св. 59 тыс. учащихся. Во всех типах уч. заведений 2-й ступени ср. образования училось св. 278 тыс. чел. Кроме федеральных существует также неск. кантональных свидетельств о ср. образовании со специализацией в худож., социально-пед., коммерч. области (дают право поступления на нек-рые ф-ты унтов после сдачи вступит, экзаменов). Ко 2-й категории относятся «школы, дающие диплом», к-рые за 2—3 года готовят учащихся к поступлению в проф. уч. заведения (возраст с 18 лет). по мед., пед. и нек-рым др. профессиям. В нач. 90-х гг. после обязат. обучения ок. 83% учащихся продолжали образование. Профессионально-техническое образование приобретается путём ученичества, а также в ср. и высших проф. школах. Ученичество (на базе обязат. образования). организуется на предприятиях и частными лицами на контрактной основе (3—4 года в зависимости от специальности), но обязательно также посещение (1—2 раза в неделю). средней проф. школы для получения тео-ретич. подготовки. Обучение завершается сдачей экзаменов на федеральное свидетельство о проф. пригодности. Многочисл. средние проф. школы и уч-ща дают теоретич., практич. и обще-образоват. подготовку в течение 3—4 лет по 260 специальностям в школах ремёсел, коммерч. и др. Их уч. планы разрабатываются в сотрудничестве с соответствующими проф. ассоциациями.

Высшее образование. К высш. уч. заведениям относятся прежде всего 7 ун-тов (все они кантональные, хотя и получают финанс. помощь от федерального пр-ва). Наиболее крупные ун-ты: Цюрихский (осн. в 1855; 6 ф-тов; 19,1 тыс. студентов в 1993/94 уч. г.), Женевский (1559; 7 ф-тов; 8 н.-и, и уч. ин-тов и центров; 13,8 тыс. студентов), Бернский (1834; 8 ф-тов; 10,2 тыс. студентов), Базельский (1460; 6 ф-тов; 8 тыс. студентов). В 1993/94 уч. г. в ун-тах обучалось св. 70 тыс. студентов; среди них значит. число составляют иностранцы. Лица, не имеющие федерального свидетельства о ср. образовании, сдают вступит, экзамены. Обучение до получения первой университетской степени (лиценциат). или диплома обычно продолжается 3—4 года, на мед. ф-тах - до 6,5 лет. Обучение в ун-тах платное. К вузам университетского статуса относятся Федеральные высшие политехн. школы в Цюрихе (осн. в 1855; 12 отделений; 4 НИИ; 11,3 тыс. студентов). и Лозанне (1854; 9 отделений; 4,5 тыс. студентов), Высшая школа социально-экон. наук в Санкт-Галлене (6 отделений; ряд НИИ; 4,1 тыс. студентов). В вузах университетского статуса обучалось св. 91 тыс. студентов.

Среди др. вузов имеются высшие школы: инженерные, техн., экономики и администрации, коммерции, медицинские и др. Приём на основе конкурсных экзаменов. Обучение на дневных отделениях - 3—4 года (как правило, на базе полного ср. образования, общего или профессионального).

Образованием взрослых занимаются гл. обр. частные фирмы и школы, а также многочисл. обществ, просветительские орг-ции; среди них: Швейц. федерация образования взрослых (более 30 ассоциаций), Ассоциация швейц. нар. ун-тов и др. Получили развитие т. н. ун-ты для третьего возраста (для пожилых людей и пенсионеров). Конфедерация и особенно кантоны оказывают финанс. поддержку учреждениям.

Педагогическое образование. Подготовка учителей находится в ведении кантонов. Воспитатели для дошк. учреждений в большинстве кантонов готовятся в ст. средних школах (3—5 лет на базе обязат. образования); в Женевском кантоне для воспитателей обязательно трёхлетнее университетское образование. Учителей для нач. школ готовят в кантональных пед. уч-щах (ст. средних школах). и учительских семинариях (4—5 лет). В нек-рых кантонах требуется наличие федерального свидетельства о ср. образовании. В кантонах Базель и Женева учителя нач. школ готовятся только в ун-тах (3 года). Учителя-предметники для мл. средней школы готовятся в ун-тах и высш. политехн. школах (3—4 года; возможно получение теоретич. и практич. подготовки полностью в ун-те, или теоретической - в ун-те, а практической - в пед. ин-те).

Преподаватели ст. средней школы, как правило, получают образование в ун-тах (3 года до получения степени доктора по специальности или диплома лиценциата; 1—2 года - проф. психолого-пед. подготовка). Преподавателей рисования, пения, музыки и т. п. готовят как ун-ты, так и худож. творческие вузы (консерватории и т. п.). В учреждениях проф.-техн. образования преподают выпускники Федерального ин-та педагогики проф. подготовки, Высшей школы в Санкт-Галлене, высших политехн. школ и ун-тов.

Педагогические научные учреждения. Ш. в 18—19 вв. дала миру выдающихся педагогов и психологов, деятелей нар. образования. В их ряду Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоц-ци, Ф. Э. Фелленберг, Ж. Б. Жирар, Э. Клапаред, А. Ферьер, Ж. Пиаже и др. Пед. исследования получили широкое развитие с 60-х гг. 20 в. В Ш. насчитывается св. 70 центров исследований в области образования, в т. ч. 32 университетских. К ним относятся подразделения ф-тов психологии и пед. наук, ин-т социальной и превентивной медицины Женевского ун-та; ин-ты психологии Бернского, Цюрихского, Невшательского ун-тов и др. Имеются самостоят. н.-и, учреждения: Романский ин-т пед. исследований и пед. документации (Невшатель), Швейц. центр координации исследований в области образования (Аарау), Головной центр по преподаванию иностр. языков (Берн), а также частные: ТРЕТИ (Романская группа исследований в области образования; Лозанна), Протестантский социальный центр (Невшатель). и др. Подразделения при кантональных департаментах образования ведут исследования прикладного характера. В 1992 была учреждена постоянная Конференция по координации пед. исследований.

Педагогическая периодика. Департаменты образования всех кантонов издают информац. бюллетени, напр. «Bulletin du Departement de lin-struction publique du canton de Neuchatel» («Бюллетень Департамента нар. образования кантона Невшатель», с 1899, 4 раза в год). Пед. и проф. об-ва и орг-ции нац. и регион, уровня издают газеты и журналы: «Schweizerische Lehrer-Zeitung» («Швейцарская учительска» газета», Цюрих, с 1856, 52 раза в год). «Der Schweizerische Kindergarten). («Швейцарский дет. сад», Базель, с 1911, 12 раз в год), «Education permanente» («Непрерывное образование», Цюрих, с 1967, 4 раза в год), «Bildungsforschung und Bildungspraxis/Education et recherche» («Пед. исследования и пед. практика», Цюрих, с 1979, 3 раза в год).

Лит.: Ге Ф., История образования и воспитания, М., 1912; Ворожейкина О. Л., Шиш он а Л. П., Система образования в Швейцарии, М., 1976; Швейц школа в 80-е гг.: состояние и тенденции развития, М., 1986; Курбатова Е. Б., Политика и планирование образования в Швейцарии, СП, 1985, №6; Смирнова Е., Просвещение в Швейцарии, НО, 1973, № 8; Ecoles en Suisse, v. 1. Institutions de la Confederation, v. 11. Description par cantons, Frauenfeld, 1967; Egger E.,

Lenseignement en Suisse, Berne, 1984; Lenseig-nement superieur en Suisse, Buc., 1981; Leduca-tion des adultes en Suisse, Z., 1990; Developpe-ment de leducation. Rapport national de la Suisse.., Berne, 1996. Ю. С. Алфёров.

 

Просмотров: 1421
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • Внутришкольная подготовка педагогических кадров в области информатизации образования
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Государственные стандарты общего образования детей с ограниченными возмбжностями здоровья или специальный образовательный стандарт
  • Государственные требования в области общего образования
  • Деятельность учреждения дополнительного образования детей
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в области образования
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • КАТЕГОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Классификация программ дополнительного образования детей
  • МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (УСЛОВИЯ) ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ВТОРОГО УРОВНЯ, ВТОРОЙ ЦИКЛ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗАПРОСЫ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ)
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Образовательная программа в учреждении дополнительного образования детей
  • Образовательное учреждение дополнительного образования детей
  • Основные функции стандартов в области общего образования
  • СИСТЕМА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • СТУПЕНИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • СТУПЕНИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • ТИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Управление образовательным учреждением дополнительного образования детей
  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь