ШМИТ Фёдор Иванович

[3(15).5.1877, Петербург, - 10.11.1941, Ташкент], искусствовед, педагог, теоретик эстетич. воспитания. Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1903). В 1909 защитил докторскую диссертацию, посвящённую истории Византийского возрождения. В 1910—21 преподавал в Харьковском ун-те, где занимался проблемами дет. рисунка. Вёл пед. эксперименты, проверяя свою методику эстетич. воспитания. Итогом этих исследований позже стала кн. «Почему и зачем дети рисуют» (19253), отличавшаяся новизной подхода к проблемам воспитания.

В 1921 избран членом Всеукр. АН и переехал в Киев, где создал лабораторию по исследованию дет. рисунка. С 1924 директор Ленингр. ин-та истории иск-в и одновременно проф. ЛГУ. Был членом Гос. академии истории материальной культуры, проф. Ленингр ист.- лингви-стич ин-та III писал, что Россия нуждается в подлинно науч. пед. теории, понятной и доступной каждому учителю Педагогику рассматривал как сердцевину новой (социалистич). культуры Важно прививать подрастающему поколению не только науч. мировоззрение, но и воспитывать его образное мышление, нравственно и эстетически значимые эмоции Самыми значит. его трудами стали монографии «Иск-во, его психология, его стилистика, его эволюция» (1919), «Иск-во Осн.проблемы теории и истории» (1925).

Ш разработал целостную эстетич. концепцию, большое влияние на к-рую оказали взгляды Л H Толстого. В книге «Иск-во, его психология » III предложил модель массового худож. воспитания Развитие худож. культуры человечества предстает в форме циклов Каждый цикл характеризуется определенными особенностями образного мышления, к-рое последовательно овладевает «шестью проблемами» - формой, композицией, движением, светом, пространством и моментом изменения По III, любой из циклов проходит в своем развитии те же «шесть проблем», но в каждом они решаются своеобразно Каждый цикл выступает как конкретный «культурно-ист мир», в к-ром иск-во не только отражает эпоху, но и «организует» общество, механизмы его развития, социальные и пед. идеалы Переход от одного цикла к другому III называл худож. революциями

В работе «Иск-во как предмет обучения» (1923). задачу эстетич. воспитания представил как развитие творческих потенций (прежде всего воображения, ассоциативного мышления), совершенствование эмоциональной сферы человека Такое воспитание он рассматривал в органич связи с формированием позна-ват.н. практич. навыков в области лит, муз. или изобразит творчества

Интерес представляет методика III по воспитанию лит -творческих способностей детей Лит-ра занимает ведущее место в воспитании ассоциативного, образного мышления. Ш заложил основы отеч музейной педагогики («Музейное дело», 1929). Считал, что цель худож. музея - «создание худож. -насыщенной обществ. среды, процесс вырастания из этой среды новых худож. вершин, нового иск-ва».

Науч. -пед. деятельность III встречала критич отношение со стороны деятелей Пролеткульта, особенно II Керженцева, Б Арватова Осн. смысл расхождений заключался в разл понимании природы иск-ва В работе «Предмет.н. границы социологич. искусствоведения» (1927). III подверг критике вульгарно-материалистич понимание природы худож. творчества, подчеркивая, что иск-во развивается по своим законам.

В своих работах поднимал также вопросы о строительстве шк. системы, нарушении руководителями Нарком-проса прав учителя («Почему и зачем дети рисуют»). В 1933 науч. -пед. деятельность III прервана ссылкой в Ташкент В 1956 посмертно реабилитирован.

Просмотров: 562
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  •  Процесс воспитания
  • »ЕЖЕГОДНИК МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА АКАДЕМИИ НАУК СССР»
  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории системы образования и педагогики
  • ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
  • Гуманистическая модель воспитания
  • ДЕТИ С ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ
  • Дети с проблемами развития
  • Дискуссия о роли природы и воспитания
  • ЕДИНСТВО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ
  • Зачем? и почему?
  • КОНКРЕТНАЯ МЕТОДИКА воспитания
  • Конт о стадиях развития истории человечества
  • МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
  • МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
  • Методика физического воспитания педагогически запущенных учащихся характеризуется следующими особенностями
  • Модель воспитания
  • Модель воспитания
  • ОБЩАЯ МЕТОДИКА воспитания
  • ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ
  • Полемика о роли природы и воспитания в развитии
  • Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой
  • Процесс воспитания
  • РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛОВ
  • Реформаторская педагогика (движение нового воспитания)
  • Социетарная модель воспитания
  • ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ
  • Цель воспитания
  • Цель воспитания
  • Цель воспитания
  • Цель воспитания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь