ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм Йозеф

(27.1.1775, Леонберг, - 20.8.1854, Рагац, Швейцария), нем. философ. По окончании Тюбингенского тео-логич. ин-та (1795). проф. философии в ун-тах Йены (1798—1803), Мюнхена (1827—39), Берлина (1841^7). Д. ч. (1806). и през. (1827). Баварской АН.

Приобрёл известность прежде всего как создатель натурфилософии, в к-рой отстаивал идеи единства всех природных сил (особенно электричества, магнетизма и химизма), постепенного усложнения организации тел, единой линии развития от «косной материи» до человека и сквозной поляризации природных явлений как предпосылки их единства. Природа, по Ш., - не мёртвый агрегат вещей в пространстве, а жизнь, всеобщий организм; материя - всего лишь «угасшая жизнь». В натурфилософии мысль движется от объекта к субъекту и прослеживает непрерывное возрастание субъективности в природном процессе. Этот подход Ш. считал своим открытием и называл его «методом потенцирования». Необходимым дополнением натурфилософии явилась трансцендентальная философия, разработкой к-рой ограничились И. Кант.н. И. Г. Фихте. Здесь движение мысли приобретает противоположное направление (от субъекта к объекту). и устанавливается «история самосознания» от бессознательного ощущения, целиком погружённого в объекты внешнего мира, вплоть до худож. творчества, в к-ром свобода воображения соединяется с органич. необходимостью, присущей продуктивности природы. Эталон художественности Ш. видел в творениях гения, где каждая деталь необходима и ничего нельзя изменить без ущерба для произведения. Высшая проблема философии - примирение свободы и необходимости - находит разрешение, по Ш., в области эстетики и приводит к точке зрения «абсолютного все-единства» в основе мироздания. В философии «все-единства», или тождества, осуществляется «взаимопроникновение идеализма и реализма», преодолевающего односторонность каждого из этих направлений.

После появления трактата «Философия и религия» (1804). эстетич. доминанта в творчестве Ш. сменилась религиозной. Данные религ. опыта - особенно в его высшей, христ. форме - показывают иллюзорность эстетич. созерцания как окончательной филос. позиции. Постепенно Ш. овладела мысль о том, что вся история новой философии от Р. Декарта и до Г. Гегеля, включая и его собств. воззрения, была всего лишь разработкой абстрактной умопостигаемой сущности мира, игнорирующей несводимую к мысли реальность бытия, к-рая воплощается в «воле», «деянии», «свободе», «существовании». Теперь вместо «негативной философии» сущности Ш. утверждал необходимость «позитивной философии» существования. Первый набросок такой философии Ш. дал в соч. «Филос. исследования о сущности человеческой свободы» (1809), где развивал взгляды, к-рые позднее получили название «христианский персонализм». В противовес пантеистич. тенденции философии тождества Ш. обосновал личностную природу Бога и человека. Он различал в Боге «основу» и собственно «существование», или Его личность. «Основа» и есть природа как тёмная хаотич. сила, «слепая воля» к самовоспроизведению и обособлению (индивидуализации). Бог вносит в неё начало света, благодаря к-рому из хаоса возникает упорядоченный космос с человеком как посредником между Богом и природой. Но в человеке связь начал тьмы и света, природы и разума, основы и существования является результатом его свободного выбора, а выбор совершается в пользу добра или зла. В этом, по Ш., и состоит «реальное понятие» свободы человека. Жизнь духа протекает в борьбе добра и зла, но эта борьба в самом духе, а не между духом и плотью, ибо природные влечения сами по себе не греховны, более того, они совершенно необходимы и для добрых дел, если преобразуются универсализи-рующей «волей любви». Начало же зла и греха - дух своеволия, «голод себялюбия», жажда «господствовать над всеми вещами». Отдаваясь злу, человек теряет свободу, отождествляя себя с законом природного бытия и падая ниже животного, к-рому нельзя вменить в вину его поведение. Напротив, делая добро, человек утверждается «на вершине» сотворённого мира, впитывая в себя «свет божественного знания», в чём и состоит веление совести. Т. о., совесть есть феномен «откровения Бога» в человеческом поведении, а совестливость, т.е. готовность действовать в соответствии с открывшейся истиной, совпадает с религиозностью в «изначальном смысле».

В позднейшей «Философии мифологии и откровения», оставшейся неопубликованной при жизни Ш., представляет интерес своеобразная философия истории, в к-рой древнейший период существования человечества подразделяется: на «абсолютно до-историческое время», когда сознание было целиком подавлено природной основой и потому для него «ничего не происходило»; на «относительно до-историческое», сплошь заполненное мифологич. процессом, знаменующим собой первый проблеск ист. сознания народов; и на собственно «историческое», в к-ром обнаруживает себя самосознающий дух. Поздняя философия Ш. во многом предопределила идеи философии жизни и экзистенциализма, о чём свидетельствуют Э. Гартман, К. Ясперс и Г. Марсель. Непосредств. влияние Ш. оказал на С. Кьеркегора. Заметный след оставил Ш. и в рус. культуре. Естествоиспытатели, поэты и писатели, лит. критики (Ф. И. Тютчев, Ф. М. Достоевский, А. А. Григорьев), ряд мыслителей (от И. В. Киреевского и А. И. Герцена до Н. А. Бердяева и С. Л. Франка). испытали воздействие его идей.

Пед. значение имеют идеи Ш. о единстве эстетич., нравств. и религ. воспитания, о функции человека как «спасителя природы». В соч. «О методе академич. занятий» (1803). Ш. отметил специфику университетского преподавания, в основе к-рого лежит науч. творчество, соединяющее студента и его наставника. Ш. ратовал за бескорыстное стремление к истине, видя в нём признак настоящего учёного, в противоположность карьеристу, превращающему науку в источник дохода и «привилегированной праздности».

Просмотров: 895
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ», «Медитации о первой философии, в которых доказываются существование Бога и отличие человеческой души от тела»
  • «НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков»
  • «О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • Главные идеи философии Ф. Бэкона Бэконовский замысел великого восстановления наук. Препятствия на пути к новой науке
  • Жизнь и воля — центральные понятия философии Ницше
  • Из истории немецкой философии XVIII-XIX вв. (Гердер, Рейнгольд, Маймон, Бардили, Якоби). Полемика вокруг философии Канта
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ
  • Основные идеи философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА. Прелюдия к философии будущего
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • Понятие бытия и проблема сущности и существования в средневековой философии
  • Понятие об ощущении и его физиологической основе
  • принцип единства явления и его сущности
  • Проблема добра и зла, общечеловеческих ценностей в католической мысли и философия Г. Марселя
  • Проблема человека в философии Спинозы
  • Разум и свобода человека в философии Спинозы
  • Схоластическая философия.Социокультурный контекст развития средневековой философии
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции
  • Шеллинг: От философии свободы к философии откровения
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь