Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬПринципы православного образования. Христианская образовательная традиция глубоко пронизана пед. началом. Новый Завет, творения отцов Церкви, богатейшее духовное наследие христ. мыслителей полны глубочайшей мудрости, относящейся к образованию, воспитанию и обучению человека. Однако не случайно и то, что в совр. России всё это наследие остаётся не изученным пед. наукой, не поставленным ею в должную перспективу. Педагогика выделялась в самостоят. науку в 17—18 вв. под знаком торжества секулярного знания и никогда не была свободна от мн. условностей, даже чуждых самой её природе. Между тем глубинный пафос классиков европ. и рус. пед. науки несёт на себе явственный отзвук традиции христианской. Мысли Я. А. Коменского и И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и А. С. Макаренко могли возникнуть только в контексте христ. миропонимания и должны быть поняты и оценены в этом контексте. По существу, необходима реализация крупных иссле-доват. программ для осмысления христианского и христиански ориентированного пед. опыта 18—19 вв. Необходимо и христ. осмысление самого секуляризма как попытки обособить мирскую сторону жизни. С точки зрения христианина, в пафосе секуляризма чувствуется неизжи-тость состояния богооставленности, глубоко религиозного по своей природе, коренящегося в драматич. раздвоении зап. христ. традиции. В православной (восточнохристиан-ской). традиции целомудренное отношение к вопросам, касающимся глубин душевной и духовной жизни человека, всегда было непреложным. Само проведение исследований, посвящённых выявлению того, что относится к православной педагогике, должно отправляться от достаточно продуманной основы и может покоиться только на глубочайшем уважении к святыням др. людей, основываться на любви, сочувствии и благоговении. Ведь православие на протяжении двух тысячелетий служило опорой жизни для миллионов людей. «Самое раскрытие внутренней близости и органической связи педагогической интуиции и религиозного сознания, — отмечал В. В. Зеньковский, — предполагает достаточное развитие личной религиозной жизни и подлинного педагогического вдохновения». Офиц. признание гос. властями (кон. 80-х гг. 20 в.). подлинной роли Православной Церкви в жизни рос. общества сделало возможным распространение её образоват. деятельности и публикацию на родине — после 70-летнего перерыва - пед. трудов православных мыслителей. Православное образование становится доступным мн. россиянам. Должны стать общеизвестными и его осн. принципы (в текст включены без ссылок на публикацию цитаты из выступлений 1993—95 Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II). «Образование — это главная задача Церкви. Ведь само это слово происходит от слова "образ". Образовать человека означает не просто передать ему некую сумму знаний, но и выявить в нём определённый образ. Христианский взгляд на человека видит в нём образ Божий». Внимание к человеку и его душе как отличит, особенность христианства не сводится к нравств. предписанию или императиву, но органически проистекает из самой сути христ. учения. Человек сотворён по образу и подобию Божьему (Быт.1:26), все люди — братья, поскольку восходят к единому предку Адаму; последствия грехопадения как утраты Богоподобия, отпадения человека от Бога распространяются на всех без исключения, но и ко всем без исключения обращён искупительный крестный подвиг Христов: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28). Христос — не просто посредник, но истинный Бог и истинный человек, совершивший невозможное и невместимое до конца в человеческий разум, преодолевший смерть и вражду, рознь мира сего, раскол посюстороннего и потустороннего, ибо «Бог есть любовь» (1 Ин.4:8). Образование, которое даёт Церковь, - всегда приведение ко Христу, освящение образом Его всей человеческой жизни, сложение души человека по образу Его, к-рый на все времена начертан в Священном Писании и Церковном Предании. «Церковь Божия свидетельствует миру о вечном, но сама существует в изменяющемся мире. Однако как бы ни менялся мир, основные существеннейшие начала православного учения и православного образования остаются незыблемыми». В центре православного образования Христос. Именно во Христе впервые раскрылась и ожила неповреждённая богоподобная человеческая личность. Искупление Им человеческих грехов открыло людям путь к святости, путь к обожению. «Личная встреча с уникальной и неповторимой личностью Богочеловека переменила ход всей мировой истории. Меняет эта встреча и каждую отдельную человеческую жизнь, придаёт ей подлинный смысл и наполнение». Как отличит, черту православного образования Церковь рассматривает его личностный характер, встречу личности преподавателя с личностью ученика. Образцом служат отношения Христа с его учениками. Недаром учительское звание в его высшем смысле Христос навсегда удержал за Собой. Последователей своих Господь называл учениками и мир покорил не силою власти и принуждения, но силою учения, предлагавшегося с кротостью и любовью. Так учили и в монастырях, на протяжении мн. столетий бывших центрами православного образования. Из личностного характера обучения естественно вытекает духовная конкретность каждого слова. Проповедь Христа обращена к уникальному и неповторимому, к высшему в человеке — образу Божию в нём. Вот где корни метода образования, исторически утвердившегося в православной школе на Руси. Обезличивание, деперсонализация образования развились на Руси с 18 в. на общем фоне утверждения этатистских концепций и «штандартов». В сов. образоват. системе с 30—40-х гг. стали сильны антиличностные тенденции, стремление расчеловечить, превратить человека в послушный винтик тоталитарного механизма. Иные современные, но непричастные жизни рассуждения об общечеловеческих гуманистич. ценностях не могут скрыть очевидного факта, что и теперь в ученике и студенте нередко видят бездушную информац. машину, в к-рую закладывается сумма каких-то знаний без ясного понимания целей и задач образоват. процесса, и даже с пренебрежением к душе человеческой. Для православного образования всегда было безусловным приоритетом опережение рационально-информационного обучения морально-нравственным. Русская Православная Церковь подчёркивает «открытость подлинной реальности, но и непосредственность встречи личности преподавателя и личности ученика». «Не обезличить образование, не допустить того, чтобы душа мертвела от избыточного знания, оторванного от жизни, должно быть важнейшей нашей заботой». Необходимо личное вхождение человека в Церковь, его подлинное воцерков-ление по мере духовного возрастания. Человеку предоставлена Богом свобода воли, но хорошо, если он не задерживается на периферии собственного бытия — у ограды храма. Сотворённому по образу и подобию Единого Бога человеку присуща цельность. Расщепление человека — одна из самых страшных опасностей, подстерегающих его в совр. мире. «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город, или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф.12:25). Именно к цельности человека, а не к отдельным его способностям, обращается Церковь, и Сама являясь по Своей природе непостижимой и нерасчленимой цельностью, Телом Христовым, куда входят.н. все воцерковлённые люди. Только в Боге уникальные и неповторимые личности способны открыть в себе и в других уникальность и неповторимость, настоящую глубину. И только в Боге они могут не только приблизиться друг другу и встретиться, но и воссоединиться между собой в этой глубине. «Научение жизни в Боге и жизни по совести и есть то, что происходит в человеке при его вхождении в Церковь». Средоточие её жизни — Божественная Литургия. В буквальном переводе с греческого это слово означает «общее дело». В литургии «возрождается живое единство Бога, человека и всего Божьего творения». Важнейший принцип православного образования — нравственное начало — следование заповедям Христа. Их сущность кратко изложил Сам Господь: «"Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим": сия есть первая и наибольшая заповедь, вторая же подобная ей: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя", на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22, 37—40). Детей надо учить делам любви. Сызмальства их следует приучать думать и заботиться о других. Уподобиться Богу нельзя, если в сердце нет любви. Вера без любви не есть вера; и тогда часто она превращается в религ. фанатизм, враждебный свету Христовой истины. Обретение цельности человека не может не быть обретением духовной свободы, Божественной энергии, сосредоточенной в этой свободе. Подлинная свобода человека только в открытости его своей собственной глубине, в освобождении от власти греха, от пленённости вещами и страстями, от частного, затмевающего целое и лишающего жизнь настоящего смысла. Христианская педагогика немыслима без пробуждения глубоко заложенного в человеке чувства греха. Необходимо с детства воспитывать способность к противлению злу, в первую очередь гнездящемуся в нашем «я». Обретение цельности человека, его свободы невозможно без очищения души, горницы, где должен обитать Бог. Для православных людей святые, подвижники были образцами жизни по Богу. Вовсе не отрицая правомочности стяжания как одного из основополагающих принципов хоз. жизни, «иконо-мии», православный человек всегда видел в вере своей ту жемчужину, для приобретения к-рой благоразумный муж должен был распродать всё своё состояние. «Ибо Царство Божие не пища и питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе» (Рим.4,17). От понимания жизни как подвига проистекает нравственный аскетизм Православия, великая духовная дисциплина. Всё содержание православных молитв и обрядов предполагает восхождение от силы в силу. Однако никогда православная жизнь не была мрачной и угрюмой. В православном миропонимании всегда преобладало живое разумение того, что вечная жизнь уже явлена, незримо присутствует здесь и теперь. Отсюда его радостный дух, чуждый рабства. «Аскетизм Православия не самоценен. Открывается благодатная возможность общения с целым миром верующих во Христа, с вечностью. В душе возникает удивительное чувство мира, чувство причастности к гармонии Божьего творения. Там, где нет мира в душе, владычествуют разделения, приходят в разорение дома, развращаются нравы и гибнут целые государства». Только «в нерушимом мире совести, в неукоснительной чистоте души и сердца» человек способен обрести совершенство, образ и подобие Божие, по к-рым он сотворён. Совершенство человека и мир душевный раскрываются в пробуждении в нём творческой силы. Для православного миросозерцания характерно особо чуткое отношение к окружающему миру, живое ощущение сотворённости вместе с природой, а значит. глубинного братства с ней, удивительной гармонии, пронизывающей все мироздание. Православный подход к познанию мира обусловлен не примитивным и греховным любопытством, не дерзостным стремлением вырвать у природы её тайны, а естественным желанием жить и творить в гармонич. еском равновесии с нею. Особую важность имеют принципы православного образования для России. Ведь во всей рос. истории именно православие оставалось нравственной основой воспитания и образования. «Православное воспитание и образование сформировало великий народ, создавший могучее государство, великую культуру и литературу, особый неповторимый стиль душевной жизни. Именно менталитет русского народа, православный по своему происхождению, никогда не позволял ему с надменней относиться к окружающим его народам, способствовал подлинному миру и взаимопониманию с другими народами». С точки зрения Православной Церкви, одной из задач стало преодоление разрыва двух культур, духовной и светской, единство к-рых было насильственно прервано. «Необходимо просвещение светом истины Христовой и воспитание церковного народа, а также и людей, стоящих вне ограды Церкви, но взыскующих правды жизни». Лит.: Алексий II, Слово по случаю избрания академиком Рос. академии образования, П, 1993, № 3; его же, Основы православного образования в России. Доклад на встрече с членами РАО 29 дек. 1994, П, 1995, №3; Зеньковский В. В., Проблемы воспитания в свете христ. антропологии, М., 1993; Игумен Иоанн (И. Эконом-ц с в), Принципы православного образования и деятельность Отдела религ. образования и катехизации Моск. Патриархата. Доклад на Архиерейском Соборе Рус. Православной Церкви (дек. 1994), «Просветитель», 1995, № 2—3. Игумен Иоанн (И. Экономцев), В. Л. Шлёнов.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|