РУМЫНИЯ

(Romania), гос-во на Ю.-В. Центр. Европы, на С. Балканского полуострова. Пл. 237,5 тыс. км2. Нас. 22,8 млн. чел. (1992); ок. 89,4% — румыны, 7,1% — венгры, 0,5% — немцы.

Офиц. яз. — румынский. Столица — Бухарест. Первые свидетельства письм. культуры на территории совр. Р. относятся к 10 в. Эта культура характеризовалась сочетанием дако-романских традиций с влиянием Византии и славян. В 14 в. образовались княжества Валахия и Молдавия. Распространение юрисдикции болг. епископий на терр. Добруджи и Валахии, а Галицкой епископий на терр. Молдавии привело к тому, что в письм. культуре (как церковной, так и светской). доминирующим стал старослав. язык, на к-ром и велось обучение в первых школах, образованных в 14—15 вв. при монастырях в Байя-Маре, Орадя, Сибиу и др. Согласно рум. ист. хроникам, уже в 1495 при церкви Св. Николая в Брашове осн. школа с преподаванием на рум. яз., в 1562 — лат. колледж в Котнари. В 16 в. терр. Валахии и Молдавии попали в зависимость от османской империи. В богослужении, делопроизводстве и переписке вместо церк.-слав. языка стал использоваться народный, т.е. румынский, язык. В 17 в. в церк. лит-ре Валахии появились романоязычные произведения на кириллице. Первым из них было «Учительное евангелие», переведённое и отпечатанное в 1642 в типографии Говорского монастыря.

В период раннего средневековья для письм. культуры валашского населения Трансильвании было характерно распространение визант. письм. лит-ры в слав, переводах. Позднее (в 12—13 вв.). с освоением этой территории венграми, секеями и саксами и принятием ими католичества культура Трансильвании приобрела лати-низиров. формы, постепенно осваивая идеи Возрождения. Наряду с рум. языком в сер. 15 в. началось употребление в делопроизводстве, образовании и лит-ре венг. и нем. языков. Борьба разл. религ. течений в ходе Реформации, придававших важную роль распространению новой идеологии, оказывала влияние на расширение образования. Росло число школ; в 1699 вышел первый романо-язычный букварь. В Алба-Юлии было основано первое высшее уч. заведение в Трансильвании — Академич. колледж.

Время правления в Валахии господаря Константина Брынковяну (кон. 17 — нач. 18 вв.). характеризовалось общим подъёмом культуры, развитием шк. образования, хотя оно оставалось доступным гл. обр. представителям привилегиров. сословий. Действовали существовавшая со 2-й пол. 16 в. слав, школа при бухарестской церкви Св. Георгия и организованная в сер. 17 в. господарская школа в Тырговиште, в к-рой преподавали учителя — выпускники Киево-Могилянской академии и Большой патриаршей школы в Константинополе. В нач. 90-х гг. 17 в. осн. господарская высш. школа при монастыре Св. Саввы в Бухаресте, дававшая высш. образование, обучение велось на слав., греч. и рум. языках; получило развитие и нач. обучение, к-рое обеспечивали соответственно школы в Бухаресте и в Кымпулунге.

Потребности школ вызвали появление первых славяно-рум. словарей, а также издание в 1697 Антимом Ивиряну грамматики Мелетия Смотрицкого, послужившая образцом и для первой рум. грамматики, подготовленной тырго-виштским учителем Стайку.

В Молдавии до сер. 17 в. самостоятельных проф. и высших школ не было; дети из боярских родов и семей состоятельных горожан получали образование в заруб. уч. заведениях. Лишь в 1640 в Яссах при монастыре Трёх Святителей была открыта Славяно-греко-лат. академия, в её организации принял участие П. Могила. Он послал в Яссы быв. ректора Киево-Могилянской академии Софрония По-чацкого и четырёх наставников, к-рые ввели преподавание на славянском и латыни по киевскому образцу. Курс охватывал грамматику, риторику, философию и теологию. В кон. 40-х гг. в Ясской академии введено преподавание греч. языка. К 1-й пол. 18 в. открыты славяно-молд. школы при епископиях в Романе, Хуши и Рэдэуцах.

В среде валашского населения Трансильвании, входившей в состав Австро-Венгерской империи, во 2-й пол. 18 в. под влиянием культуры Просвещения оформилось идеологич. движение, получившее назв. «трансильванская школа». Усилиями его деятелей созданы многие нач. школы, в т. ч. и для валахов, для них стали издаваться учебники и пособия. Была провозглашена уч. повинность, однако во мн. комитатах не хватало учителей, многие сел. школы прекращали работу вскоре после открытия.

После издания австро -венг. эдикта о веротерпимости (1781). возникли конфессиональные школы для валахов в Блаже и Орадя. В 1811 в Сибиу открыта православная духовная семинария, в 1812 в Араде — учительская семинария, среди её преподавателей был Д. Цикиндял, известный лит. трудами.

Высшее образование удавалось получить немногим. Наиб. известными высш. уч. заведениями были основанные в кон. 18 в. королевский Академич. лицей в Клуже, академии в Орадя и Сибиу, а также католич. коллегии в ряде городов.

В Валашском и Молдавском княжествах просветительство под влиянием трансильванской школы приобрело реформаторский характер. Его идеологи видели в письм. культуре на родном языке средство преодоления социальной отсталости и условие построения нац. гос-ва. Многосторонняя деятельность просветителей Валахии Г. Лазера, Е. Потеки, Д. Голеску была направлена на распространение культуры и образования. В кон. 18 — нач. 19 вв. в Валахии переведён ряд заруб. учебников по математике, пособий по космологии. Сторонниками общей светской ориентации обучения на родном языке выступали в Молдавии просветители А. Хотинский, В. Костаке. Хотинский в 1795 издал «Элементы арифметики» на основе перевода и переработки труда итальянца А. Конти, а С. Буффье перевёл с итальянского учебник по географии, дополнив его сведениями о Валашском и Молдавском княжествах. Такие издания стали необходимыми в связи с расширением возможностей для получения образования, в т. ч. высшего, к-рое обеспечивали господарские школы и заруб. уч. заведения. Для детей из боярских семей были открыты господарские академии (давали как начальное, так и среднее и высшее образование). Детям из ремесл. и торговых сословий разрешалось посещение только нач. классов.

Преподавание в академиях велось на греч. языке, в системе обучения сохранялись элементы средневековой школы. Академии и нач. школы открылись не только в столицах княжеств, но и в уездных центрах — Крайове, Бузэу, Плоешти. Книжник А. Мэзэряну организовал на базе быв. нач. школы при Путнянском монастыре духовную академию. В 1803 Костаке основал Соколянскую духовную семинарию.

В кон. 18 — нач. 19 вв. возрос интерес к родному языку, к-рый активнее проникал и в систему образования, в т. ч. и высшего. Появились романоязычные учебники, создавались словари. Однако расширение элементов светской культуры не повлияло значит. ельно на содержание и характер гуманитарного образования, сохранявшего религ. ориентиры.

В 1829 Валахия и Молдавия добились с помощью России автономии в Османской империи, а в 1859—62 составили единое гос-во — Румынское княжество. В 1864 был принят шк. закон, провозгласивший обязательность обучения детей с 8 до 12 лет. (Р. стала 5-й страной в Европе с обязательным и бесплатным нач. обучением.). В ходе рус.-тур. войны 1878—79 рум. гос-во стало независимым (с 1881 офиц. назв. Рум. королевство). Процесс нац. освобождения стимулировал рост числа учащихся (в 1850—75 оно увеличилось с 16 тыс. до 100 тыс.). и шк. сети. В 1860 открылся первый в Р. ун-т в Яссах, в 1864 — в Бухаресте (вскоре стал крупнейшим вузом Р.). Действовали также высш. проф. школы (мостов и дорог, архитектуры, ветеринарии и др.). Развитие высш. образования, появление отеч. профессуры сократили отток молодёжи за рубеж. Появились центры науки: основанное в 1862 Рум. науч. об-во уже в 1866 было преобразовано в Рум. академию.

Система образования Р. объединила нач. бесплатные школы (4 года обучения). и платные средние общеобразовательные (гимназии и лицеи; продолжительность курса до 7 лет), проф. и высшие уч. заведения. Из-за незначит. ельных финанс. средств, выделявшихся на нужды школы, право на нач. образование имело лишь декларативный характер. Во 2-й пол. 19 в. были организованы нормальные школы для подготовки учителей нач. школ и высшие пед. школы, готовившие преподавателей для ср. уч. заведений. В 1893 принят закон, по к-рому 4-летний курс сохранялся лишь в школах, имевших двух учителей. К 1900 из 700 тыс. сел. детей лишь 125 тыс. посещали школу. Неграмотные в городах (в возрасте от 7 лет.н. старше). составляли 78%, в селах — 84%. К 1914 в общеобра-зоват. и проф. средних уч. заведениях получали подготовку ок. 35 тыс. чел., в вузах — ок. 5 тыс. чел. (на почти 8 млн. жителей Р.). Курс обучения в вузах охватывал лишь 3 года.

Развитие системы образования в Тран-сильвании до 1918 регламентировалось австро-венг. законом 1868, согласно к-рому было введено обязат. образование для детей от 6 до 15 лет с преподаванием на родном языке. Однако закон, не подкрепленный финанс. средствами, для рум. населения остался на бумаге. В 1879 венг. яз. объявлен обязат. предметом во всех рум. школах, в нач. 20 в. все нач. и ср. школы с преподаванием на рум. языке были закрыты. На родном языке обучение продолжалось лишь в церк.-приходских школах, многие из к-рых не обеспечивали должного уровня обще-образоват. подготовки. В результате 3/4 румын Трансильвании к 1914 оставались неграмотными. В 1918 Трансильвания вошла в состав рум. гос-ва.

Закон 1924 о нар. школе и подготовке учителей ставил своей целью унифицировать систему шк. образования на всей территории страны. Вместо 4-летнего обязат. образования вводилось всеобщее 7-летнее. Основой его стала нар. школа (4 года обучения). В нек-рых из них создавалась дополнительная «посленачаль-ная» ступень (5—7-е кл.). Фактически это было тупиковое звено; переход из них в лицеи осуществлялся после строгого экзамена.

5-классные прогимназии и 8-классные (классические и реальные). гимназии и лицеи продолжали существовать. Имелись также начальные ремесленные и с.-х. школы (5 лет обучения). В 1937/38 уч. г. в нар. школах училось 70,1% детей соответствующего возраста, ок. 1 млн. детей не посещало школ. В 1939 из 16 млн. чел. населения св. 4 млн. взрослых оставались неграмотными. Уменьшалось число студентов: с 40 тыс. в 1933 до 14,6 тыс. в 1941/42 уч. г. В годы воен.-фаш. диктатуры (1940—44). система образования испытала влияние шовинистич. идей, к-рые внедрились в уч. планы школ за счёт уменьшения объёма знаний по мн. уч. предметам.

После провозглашения Рум. нар. республики (1945). первоочередными задачами образования и воспитания были ликвидация неграмотности, реформа школы на демокр. основах. Шк. законом 1948 частные и конфессиональные школы преобразованы в государственные, отменено преподавание религии, установлены равные права всех граждан на образование. Введено бесплатное 7-летнее обучение, а начальная — 4-клас-сная школа — стала обязательной и всеобщей. В целях ликвидации неграмотности созданы кружки и курсы, рассчитанные на 1—2 года для лиц от 14 до 55 лет. Благодаря этим мерам уже к 1951 число неграмотных сократилось в 4 раза, а к кон. 1955 неграмотность была почти полностью ликвидирована. В 1961 завершён переход ко всеобщему обязательному 7-летнему образованию, в 1963 — к 8-летнему.

В 1968 Великое Национальное собрание Социалистич. Республики Румынии (СРР, офиц. назв. рум. гос-ва в 1965- 1989). приняло новый закон об образовании, согласно к-рому в общеобразовательной системе обучения был осуществлён повсеместный переход к школе-десятилетке, а также введено обучение с 6-летнего возраста. Предусматривалось соединение в школах общеобразовательной и проф. подготовки молодёжи. Эта модель организации школьного образования практиковалась до кон. 80-х гг.

С переходом Р. (в кон. 1989). к строительству демократич. и правового гос-ва уч. программы школ пересматривались, освобождаясь от догматич. идеологич. наследия предшествовавшего периода. В кон. 1993 велась разработка новой правовой базы образования. В июле 1995 парламент Р. принял закон об образовании, отразивший новый этап жизни страны. Сохранив сложившуюся в 50—70-х гг. организац. структуру общего образования, закон 1995 ограничил обязат. обучение 8 классами школы (возраст детей от 6—7 до 15 лет).

Современная система образования охватывает учреждения дошкольного воспитания (для детей 3—7 лет), обще-образоват. школы, проф. и высшие уч. заведения. Общее образование дают нач. школы (1—4-е классы). и гимназии (5—8-е классы), составляющие обязательную ступень шк. подготовки, а также лицеи (9—12-е классы), обеспечивающие полное ср. образование, проф. ориентацию и нач. подготовку в избранной учащимся профессии.

Обучение в нач. школе и гимназии ведётся по единой программе. Изучение рум. яз. как государственного обязательно. Закон 1995 гарантирует лицам, относящимся к т. н. нац. меньшинствам, изучение родного яз., истории и культуры своего народа; с этой целью создаются группы, классы и уч. заведения обязат. образования. Историю и географию Р. учащиеся из нац. меньшинств изучают в нач. школе на родном яз., а в гимназиях — на румынском.

Обучение в лицеях дифференцировано по более чем 10 профилям. Окончившим лицей спец. комиссией мин-ва образования присваивается звание бакалавра; они получают право продолжить образование в вузе или работать по избранной профессии. Законом предусмотрена возможность дополнительного — постлицейского — образования, организуемого по заказам предприятий и орг-ций. В сер. 90-х гг. насчитывалось 13,7 тыс. нач. школ и гимназий (2,6 млн. учащихся). и св. 1 тыс. лицеев (ок. 1 млн. учащихся).

В систему профессионального образования входят нач. проф. училища (на базе гимназия, курса; 1—3 г. обучения). и проф. школы (на базе лицея; 1—2 г.). В сер. 90-х гг. насчитывалось св. 1 тыс. разл. уч. заведений проф. образования (ок. 4 тыс. учащихся). Из-за трудностей финансирования число мест для учащихся во всей системе довузов-ского образования сократилось почти на 50 тыс. В уч. планы школ и проф. уч. заведений введено преподавание религии: в нач. школе — обязательное, в гимназиях — как предмета по выбору, в лицеях и проф. уч. заведениях — факультативное.

Система высшего образования рассчитана на 2 формы обучения: специализированная с сокращённым сроком до 3 лет (программа подготовки мл. инженеров, учителей и т. д.); высш. ступень со сроком обучения до 6 лет. В нач. 90-х гг. в стране функционировало 48 высш. уч. заведений, в к-рых обучалось 192 800 студентов, что составляло 83 чел. на 10 000 жителей.

Крупнейшие вузы: Ун-т в Бухаресте (8 ф-тов, ок. 9 тыс. студентов), Ин-т им. Александра Ионы Кузы в Яссах (8 ф-тов, ок. 7 тыс. студентов), Ун-т Клуж-Напока (осн. в 1919; 8 ф-тов, ок. 9 тыс. студентов), Ун-т Тимишоара (1962; 3 ф-та, ок. 5 тыс. студентов), Ун-т Крайова (1966; 8 ф-тов, ок. 10 тыс. студентов), Ун-т Бра-шова (1971; 5 ф-тов, ок. 10 тыс. студентов).

После революции 1989 наблюдается быстрое развитие частного образования. К кон. 1993 насчитывалось 29 частных вузов (450 ф-тов). Число обучавшихся в них составляло 100 тыс. человек (св. V з всех студентов страны).

Педагогическое образование. Подготовка учителей осуществляется в пед. лицеях, ин-тах, ун-тах. Воспитателей дет. садов и учителей 1—4-х кл. готовят в пед. лицеях (4 года на базе 12-летней школы). Учителей 5—8-х кл. — в 3-летних пед. ин-тах или ун-тах, преподавателей лицеев — в ун-тах и техн. вузах, мастеров-инструкторов — в школах мастеров или в лицеях при условии сдачи дипломного экзамена и 3-летнего стажа работы для мастера и 5-летнего для техника.

Пед. ин-ты имеются в гг. Бухарест, Брашов, Галац, Клуж-Напока, Крайова, Тимишоара, Тыргу-Муреш, Яссы. Пед. ин-т им. М. Горького в Бухаресте (осн. в 1948). готовит учителей рус. яз. и лит-ры. Введена 2-ступенчатая система присвоения учителям квалификации знаний.

Педагогические научные учреждения. Ведущее науч. пед. учреждение — Ин-т пед. и психол. наук (осн. в 1952), Центр, ин-т усовершенствования учителей (осн. в 1952), Центр исследования проблем молодёжи (1968), Лаборатория планирования образования при Академии экон.

наук (1971). Пед. исследования ведут также кафедра пед. методики и практики филос. ф-та и кафедра психологии, лаборатории перспективных исследований, психолингвистики и социологии Бухарестского ун-та, кафедры педагогики унтов в Яссах в Тимишоаре.

Лит.: История Румынии, т. 1—2, М., 1971; Школа европ. стран социализма. Послевоен. развитие и совр. проблемы, М., 1976; Краткая история Румынии с древнейших времен до наших дней, М., 1987; Массовое образование молодежи в странах социализма, М., 1988; Isto-ria invajamintului din Romania, Buc., 1971; B a r-sanescu St., Unitateapedagogieicontempo-rane ca §tunja, Buc., 1976; S t o i a n St., Peda-gogia romana moderaa §i contemporana, Buc., 1976. И. Ф. Селиванова.

Просмотров: 1092
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ
  • ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА (ГНПБ) им. К.Д. Ушинского Российской академии образования в Москве
  • Государственные стандарты общего образования детей с ограниченными возмбжностями здоровья или специальный образовательный стандарт
  • ДВОИЧНАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ РАО (РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ)
  • Деятельность учреждения дополнительного образования детей
  • Закон опережающей роли образования
  • КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
  • Классификация программ дополнительного образования детей
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • НОРМАТИВЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  • ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ВТОРОГО УРОВНЯ, ВТОРОЙ ЦИКЛ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
  • Образовательная программа в учреждении дополнительного образования детей
  • Образовательное учреждение дополнительного образования детей
  • СТАЖИРОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Система высшего образования
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Тафономия(от греч. TAPHOS могила, погребение и NOMOS закон) - раздел палеонтологии и археологии, изучающий закономерности процессов захоронения (образования местонахождений) ископаемых остатков организмов.
  • Управление образовательным учреждением дополнительного образования детей
  • ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Формы получения высшего и среднего профессионального образования
  • ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ)
  • ШКОЛЫ КОЛХОЗНОЙ МОЛОДЁЖИ (ШКМ)
  • ШКОЛЫ РАБОЧЕЙ МОЛОДЁЖИ (ШРМ)
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  • высшее учебное заведение (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь