РОЗЕНТАЛЬ Дитмар Эльяшевич

(24.2.1900, г. Лодзь, Польша, — 29.7.1994, Москва), языковед, методист рус. и иностр. языков, канд. пед. наук (1952), проф. (1961). Окончил ист.-филол. ф-т МГУ (1923), экон. ф-т Ин-та нар. х-ва им. Г. В. Плеханова (1924). В 1924—26 как аспирант Ин-та языка и литры проходил стажировку в Италии, изучал диалекты итал. языка. Преподавал рус. язык в школе II ступени (1922—23), на рабфаке (1923—26), в МГУ (1927—31), МОПИ (1940-^2). и др. вузах. С 1936 на кафедре рус. языка и стилистики Моск. полиграф, ин-та, с 1962 проф. и зав. кафедрой стилистики рус. языка ф-та журналистики МГУ (с 1986 проф.-консультант). Владел польским, нем., франц., итал., испанским и др. языками; преподавал рус. язык и выступал на конференциях в Италии, Германии, Румынии, Болгарии и др. странах. Лекции Р. привлекали слушателей глубиной, логичностью, простотой изложения, чёткостью композиции и фактографичностью.

Чл. Орфографии, комиссии Ин-та рус. языка АН СССР. Зам. гл. редактора журн. «Рус. язык в школе» (1938—62), редактор и чл. редколлегий научно-метод. сборников. Труды Р. отличает нормативно- и функционально-стилистич. подход к анализу языковых явлений. Разрабатывал вопросы орфографии и пунктуации, грамматики, практич. стилистики, проблемы методики преподавания рус. языка, принципы составления учебников по рус. языку для рус. и нац. школ и иностранцев. Автор программ, уч.-метод, пособий и учебников по рус. языку для ср. и высшей школы. Под ред. и при участии Р. вышел учебник «Совр. рус. язык» для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика» (19844). Автор учебника итал. языка (19572), рус.-итал. и итал.-рус. словарей (19902, соавт.). Выступал как популяризатор культуры речи и науки о языке: «Стилистика на каждый день» (1976); «Секреты хорошей речи» (1993, соавт.); «А как лучше сказать? Книга для учащихся ст. классов ср. школы» (19882); «Занимат. стилистика. Книга для учащихся 8—10-х классов ср. школы» (1988, соавт.); «Рус. язык для школьников 5—9 классов. Путешествие в страну слов» (1995, соавт.). Науч. редактор «Словаря ударений для работников радио и телевидения» (19945), «Слитно или раздельно? Опыт словаря-справочника» (19762). Проводил консультации для учителей в журн. «Рус. язык в школе».

Соч.: Свод орфография, и пунктуационных правил, М., 1939; Таблицы по грамматич. стилистике, М., 1939; Лит. редактирование, М., 19612 (соавт.); Культура речи, M., 19643; Язык рекламных текстов. Уч. пособие, М., 1981 (соавт.); Вопросы рус. правописания, M., 19824; Справочник по пунктуации, М., 1984; Словарь-справочник лингвистич. терминов, M., 19853 (соавт.); Управление в рус. языке. Словарь-справочник для работников печати, M., 19862; Практич. стилистика рус. языка, M., 19875; Словарь трудностей рус. языка, М., 1987 (соавт.); Популярная стилистика рус. языка, М., 19882 (соавт.); Прописная или строчная? Опыт словаря-справочника, M., 19884; Пунктуация и управление в рус. языке, М., 1988; Сборник упражнений по рус. языку, M., 19892; Справочник по правописанию и лит. правке. Для работников печати, M, 19895; Рус фразеология, М.,19902 (соавт.); Рус.-итал. уч. словарь, M., 19903; Рус. язык. Пособие для поступающих в вузы, M., 19923. Я. Н. Кохтев.

Просмотров: 872
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • ВАРИАНТ ЯЗЫКА (РАЗНОВИДНОСТЬ ЯЗЫКА)
  • Вариант языка (Разновидность языка)
  • Вариативность языка / речи
  • ВАРИАТИВНОСТЬ ЯЗЫКА / РЕЧИ
  • ВИТАЛЬНОСТЬ ЯЗЫКА (ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ЯЗЫКА)
  • Гендерная асимметрия в языке (андроцентризм языка, фаллологоцентризм)
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • КАТЕХИЗИС, в Рус. правосл. церкви – катихизис
  • КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
  • Когнитивная функция языка (Познавательная, гносеологическая функция языка)
  • Креолизация языка (Нативизация языка)
  • КРЕОЛИЗАЦИЯ ЯЗЫКА (НАТИВИЗАЦИЯ ЯЗЫКА)
  • Методики-упражнения для учителей «Умею ли я слушать?»
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • Научное описание языка через другой язык
  • НОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКА (НОРМАЛИЗАЦИЯ ЯЗЫКА)
  • Нормирование языка (Нормализация языка)
  • Переключение с языка на язык
  • Пророческий язык (Апостольский язык, Профетический язык, Посланнический язык)
  • Расширение функций языка (Функциональное развитие языка)
  • Собственность для наемных работников
  • Социальная вариативность языка / речи
  • СОЦИАЛЬНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ ЯЗЫКА/ РЕЧИ
  • УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА (или СИСТЕМА)
  • Фактический статус языка (Действительный статус языка, Функциональный статус языка)
  • Этносимволические функции литературного языка (Символические функции языка)
  • Язык для иностранцев
  • Язык общения: социально-политические факторы выбора языка
  • ЯЗЫКА ФУНКЦИИ, или Употребление языка
  • ЯЗЫКА ФУНКЦИИ, или Употребления языка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь